Бой 3 на гитаре схема. Бой на гитаре для начинающих: тяжело в учении - легко на выступлении. Бой "шестерка" с глушением

Еще в средние века смелые, отчаянные и отмеченные Амуром молодые люди пели своим любимым под окнами серенады. Время шло, к композициям добавились музыкальные инструменты, лидирующую позицию среди которых занимает гитара. О, эта шестиструнная повелительница сердец миллионов! Ее звуки лечат душевные раны. Она объединяет людей всех возрастных групп, города, страны и даже континенты. Именно благодаря гитаре у нас есть потрясающие рок-коллективы (как-то тяжело представить себе музыканта, выдающего бешеные ритмы на... арфе).

Как изучать? С чего начать?

Первый "бой" - он легкий самый

Считается, что самый простой бой на гитаре - это тот, который ученику поддастся быстрее всего. Вообще, существует несколько довольно легких его вариантов. Одним из наиболее простых является следующий: пальцем руки ударяем вниз по струнам, небольшая пауза (как раз, чтобы отнять палец от струн), затем повторный вверх, но уже с заглушкой, и последним является элемент "удар сверху вниз". Схематично можно изобразить так:

Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх_ опять Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх и т. д.

Бой "восьмерка"

Второй по списку легкий бой на гитаре для начинающих исполняется следующим образом: указательным пальцем ведущей руки проводим вниз по струнам по порядку два раза, после идут два аналогичных движения снизу вверх без отрыва от струн и остановок. Затем следует комбинация вниз-вверх.

Данный для начинающих схематично выглядит так:

Вниз _ Вниз _ Вверх _ Вверх _ Вниз _ Вверх и снова сначала.

Иногда для ритма может добавляться седьмой ход - удар по струнам вниз. При этом изначально (в процессе изучения) тут может не быть абсолютно никаких глушений. Потом, постепенно, их можно добавить.

Тогда схема слегка поменяется:

Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх _ Вверх _ Вниз _ Заглушка _ Вверх.

Данный бой на гитаре для начинающих еще называют "универсальным", или "восьмеркой". Последнее название появилось в результате подсчета количества движений, которые необходимо выполнить для одного цикла боя.

Для того чтобы "отточить" технику, необходимо следовать правилам:

  • не торопиться;
  • считать;
  • тренироваться.

С практикой придет и умение. Комбинировать с техниками получается довольно хорошо у тех, кто достаточно долго тренировался и поднаторел в искусстве игры на этом волшебном шестиструнном инструменте. Заглушка при игре боем может выполняться либо большим пальцем, либо ребром руки - все зависит от метода исполнения той или иной композиции.

Для того чтобы узнать, как играть на гитаре: боем, перебором или комбинированным вариантом, можно обратиться к помощи все тех же ресурсов: самоучителю или друзьям, прекрасно освоившим данное искусство.

Гитарный бой шестерка почти самый простой и популярный вид боя, особенно в песнях русского рока. С помощью него можно исполнить большую часть композиций. Вообще, игра боем – самый популярный способ аккомпанировать пению. Он ненамного сложнее четверки, зато звучит драйвовей и играется быстрее за счет пауз. Бой шестерка – отличный вариант, как для начинающих, так и для продвинутых гитаристов.

Игра этим боем очень проста, вот схема: вниз – вниз-вверх – вверх-вниз-верх. Длинные черточки между движениями означают паузы. Чтобы лучше понять, как это исполнить ровно сыграйте следующую последовательность: вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх. Отработайте ее под любые аккорды, пока не будет получаться хорошо. А теперь выкиньте из схемы второй и пятый элемент. То есть вы играете вниз, а там, где должно звучать вверх просто проносите руку, не касаясь струн, а дальше продолжаете играть вниз-вверх, и опять проносите руку вхолостую.

Есть еще один простой способ научиться играть этот гитарный бой. Можно разбить всю последовательность на две части и отрабатывать их по отдельности, а затем соединить. Это выглядит следующим образом:

  1. вниз-вверх-вниз-вверх.
  2. вниз-вверх-вниз-вверх.

Выделенные элементы играются со звуком, а не выделенные, соответственно, без звука. Отработайте гитарный бой по кусочкам, а потом попробуйте соединить. Чтобы тренироваться было интереснее попробуйте играть разные аккорды. Например, последовательности: C, Am, F, G или Em, C, G, D. На них строятся многие песни так, что их игра поможет вам не только отработать технику, но и заочно выучить аккомпанемент какой-нибудь песни.

Сочетать аккорды лучше тогда, когда вы уверенно играете схему на одном аккорде. У многих начинающих возникают сложности при смене аккорда: например, сложно выдержать ритм или не понятно, в какой именно момент переставлять аккорд. Сразу проясним этот момент, аккорд переставляется сразу после последнего штриха вверх и на новом аккорде сразу же играем бои вниз без паузы.

Ниже мы прикрепим видео-уроки, в которых очень подробно и понятно показано, как играть шестерку. Внимательно посмотрите их, они помогут вам прояснить непонятные моменты.

Что такое бой шестерка с точки зрения музыкальной теории

Как известно, у любой песни есть размер, который задает, грубо говоря, набор нот разных длительностей в каждом такте. Так вот, гитарный бой шестерка соответствует размерам 4/4 или 2/4. Что имеется ввиду. Разберем на примере 4/4. Этот размер означает, что в каждом такте присутствует 4 доли, которые можно почитать, как рас-и-два-и-три-и-четыре-и.

Если наложить друг на друга схемы боя и счета, то вы видите, что элементы полностью совпадают. Кстати, обучение игре боем под счет – это хороший способ научиться играть правильно и ровно. Попробуйте на каждое движение (включая холостые удары) считать.

Первое время будет казаться, что это невозможно, но спустя несколько попыток у вас все получится. Этот полезный навык существенно поможет вам в дальнейшем научиться исполнять более сложные комбинации.

Усложненный вариант боя

Если вы уже хорошо играете простой вариант боя, можно переходить к изучению более сложного и интересного его варианта – с глушением. Схема игры остается та же, мы лишь добавляем глушение на второй и пятый удары. Что значит добавить глушение? Это значит, что вместо извлечения звука, мы бьем по струнам пальцами, а затем тут же накрываем их ребром ладони так, чтобы они перестали звучать. Если сделать это с небольшой силой, то может даже получиться щелчок от биения струн пол порожкам ладов. Этот звук делает звучание интереснее. Видео-уроки, прикрепленные ниже подробно рассказывают о том, как правильно глушить струны.

Какие песни играют боем

Конечно же, чтобы научиться играть шестерку на 100%, нужно это сделать с какой-нибудь песней. Вот маленький список разноплановых и простых композиций, которые можно научиться играть шестеркой:

  1. Последний звонок.
  2. Орбит без сахара.
  3. Владимирский централ.
  4. Три белых коня.
  5. Когда твоя девушка одна.

На самом деле список чуть ли не бесконечный, если вы хорошо поете, то берите любую понравившуюся песню, с вероятностью 90% под нее подойдет бой шестерка. Видео-уроки на ютубе помогут вам научится правильно петь под аккомпанемент.

Какие еще бывают виды боев

Виды боя на гитаре в порядке, от простого к сложному:

  1. Четверка или простой (вниз-вверх-вниз-вверх).
  2. Шестерка или эстрадный (армейский) (схему вы уже знаете).
  3. Восьмерка (вниз – вниз – вверх-вниз-вниз-вверх-вниз-вверх).
  4. Испанский.

Как видите, бои называют исходя из количества используемых в них ударов (за исключением последнего). Испанский бой на гитаре - это отдельная тема. Вообще это собирательное определение, которое включает в себя много разных способов аккомпанирования с использованием приемов, характерных для испанской музыки. Уроки на ютубе подробно рассказывают и показывают, как исполнять такие вещи.

Это и все, мы желаем вам удачи на нелегком пути освоения игры на гитаре. Надеемся, что эта статья чуточку продвинула вас на пути к цели. Напоминаем, что у нас также есть группа ВКонтакте, где мы вкладываем различные уроки, ноты, табулатуры, видео и другие полезные материалы для гитаристов. Вступайте!

И небольшой подарок — урок по испанскому бою!

Rating 4.75 (6 Votes)

В нотных записях гитарных партий можно встретить обозначения, указывающие направление удара по струне. Следовать ли этим рекомендациям - решать музыканту. Не смотря на то, что наш сайт не является самоучителем игры на гитаре, мы считаем нужным остановиться чуть подробнее на этой теме, чтобы был ясен смысл этих знаков.

Немного теории. Условимся, что левой рукой гитарист зажимает струны, а правой - извлекает звуки. Говорят, что правой рукой (гитарист, скрипач и т.д.) музыкант играет. Именно играет. За эмоциональность игры отвечает именно правая рука музыканта, играющего на струнных инструментах.

Способов извлечения звуков в арсенале гитариста довольно много. Мы говорим в данной статье о тех способах игры, когда правая рука не бьёт по нескольким струнам, а извлекает звуки из вполне определённых струн. Например, игра перебором, либо соло пальцами или медиатором.

В случае игры пальцами, обычно большой палец дёргает струну сверху, а остальные пальцы - снизу. Если нужно сыграть что-то довольно быстрое, то играют указательным и средним пальцами, как бы «бегут» пальцами, дёргая струны снизу. Вариантов много, мы только обратили внимание на то, что чаще всего большой палец дёргает струну сверху, остальные пальцы - снизу. Конечно, бывают исключения.

При игре медиатором, струну дёргают как сверху, так и снизу. Удар сверху сильнее, нота легче акцентируется, поэтому сильные доли играют ударом медиатора сверху. Быстрые партии играют, как правило, чередуя удары сверху и снизу.

Обозначение направления удара по струне

Направления ударов по струнам (сверху или снизу) обозначаются под нотами следующим образом:

Если группы нот повторяются, либо очень похож ритмический рисунок, то достаточно указать направления ударов медиатором в начале рисунка, а повторы можно опустить. Давайте рассмотрим хороший пример, в котором заодно вспомним и некоторые другие элементы нотного письма. Итак, пример:

В.Монти, «Чардаш»

На рисунке изображена часть знаменитого произведения «Чардаш» Витторио Монти. При прослушивании, вы услышите более длинный фрагмент, чем изображён на партитуре. Очень уж красивая музыка:)

Знаками обозначены удары медиатором сверху вниз. Обратите внимание - на сильных долях (начала и середины тактов) удары именно сверху вниз.

Знаками обозначены удары медиатором снизу вверх. Обратите внимание - удары и в большинстве случаев чередуются. Встречаются 2 удара подряд там, где необходим удар на сильной доле. Посмотрите предпоследний такт: два удара подряд для того, чтобы первая нота последнего такта (сильная доля) была взята ударом (сверху вниз).

11 и 12 такты не содержат знаков и . Почему? Ответ такой: предыдущие два такта содержат такой же ритмический рисунок, а на нём уже показаны направления ударов. В принципе, достаточно было в 9 такте на первом ритмическом рисунке (первые 4 ноты 9-го такта) указать направления ударов. Но мы растянули на 2 такта.

Повторение - мать ученья!

Пользуясь хорошим примером, давайте вспомним и другие элементы нотного письма:

  • Размер произведения: две четверти.
  • Произведение играется довольно быстро, поэтому автор облегчил нам чтение нот: мы видим обозначения для пальцев левой руки (цифры рядом с нотами). Не стоит слепо следовать советам по расстановке пальцев, но прислушаться надо. По крайней мере понять, что имел ввиду автор.
  • Обозначений для пальцев правой руки нет. Почему? Потому, что играем медиатором.
  • Знаки альтерации. Есть случайные диезы, а также бемоль при ключе (на ноте «си»). Раз бемоль при ключе, то вместо всех нот «си» следует играть «си-бемоль». Действие случайных знаков альтерации (у нас это диезы) распространяются только на один такт.
  • В начале второй строки нотного стана стоит цифра 7. А в начале третьей строки - цифра 12. Это номер такта, с которого начинается строка. Так проще ориентироваться.
  • Обратите внимание на репризу - она охватывает собой всю изображённую часть произведения. Значит, следует играть два раза.

Одним из наиболее распространенных способов получения звуков при игре на гитаре считается гитарный бой, на языке специалистов называемый ритмическим рисунком. Это лишь один из способов звукового сопровождения.

Говоря обыкновенным языком, гитарный бой - это извлечение звуков посредством ударов по струнам всей рукой или только определенными пальцами. Впервые этот музыкальный прием был придуман в Испании и носил название «разгеадо». Впоследствии появились другие виды отличимые друг от друга частотой ударов по струнам и количеством пауз.

для новичков

Как правило, гитарный бой для начинающих исполнителей кажется очень сложным, так как имеет множество разновидностей и способов извлечения звуков. Основные способы игры на :

  • Если играть всей рукой, то звук будет сильным и громким, но при этом будет затруднительно контролировать четкость звучания.
  • Ударять можно кончиками ногтей, причем пальцы не должны быть сильно оттопырены от ладони.
  • Если играть совмещая большой и получается подобие медиатора.
  • Также можно ударять по струнам одним ногтем, в этом случае звучание становится более чистым, но тихим.

Для облегчения обучения можно использовать различные схемы гитарных боев.

Схематические обозначения

V - удар сверху вниз.

^ - удар снизу вверх.

i - удар указательным пальцем.

Б - бас (басовая струна зависит от аккорда).

Приглушение струн большим пальцем.

Х - полное глушение ладонью.

В зависимости от комбинаций вышеприведенных символов образуются различные виды гитарного боя. Освоив несколько основных боев, можно сыграть большое количество армейских, эстрадных и дворовых композиций.

Простой бой

Этот бой называется также четверкой и позволяет сыграть большое количество песен. Ритмический рисунок - V ^ V Х ^, где вниз играется большим пальцем, а вверх - указательным. Отработать этот вариант боя можно на примере песен Виктора Цоя «Кукушка» и «Пачка сигарет».

Эстрадный бой

По-другому называется «шестерка», также является довольно простым и распространенным боем. Схема выглядит следующим образом: V V ^ ^ V ^ - без глушения и V V Х ^ ^ V Х ^ - с глушением на 2-м и 5-м ударах. Примером «шестерочки» служат композиции "Сектора Газа" «Демобилизация» и "Агаты Кристи" - «Как на войне».

Знаменитый бой «восьмерка»

Этот гитарный бой для начинающих позволяет импровизировать музыканту над собой и получать индивидуальные варианты исполнения.

Базовая схема «восьмерки»: V _ V _ ^ V V ^ V ^.

Для импровизированного исполнения можно менять очередность ударов пальцами, играть с приглушением, а также расставлять паузы различной длины между ударами.

Блатной бой

Эти виды гитарного боя также имеют несколько вариаций исполнения.

Схематический рисунок: Б V Х Б ^ V Х

В зависимости от аккорда басовые струны будут отличаться. К примеру, соответствуют 5-я и 6-я струна, используемая для баса, а для Dm - 5-я и 4-я.

Стиль кантри

Исторически бой кантри появился в фольклоре европейских переселенцев. Сейчас этот стиль известен по всему миру не менее других музыкальных направлений.

Схематический рисунок стиля кантри: Б V Х ^ Б ^ V Х ^

Басовые струны играются большим пальцем и зависят от расположения аккорда.

Испанский стиль

Этот вид боя является разновидностью «восьмерки». Эти схемы гитарных боев трудно поддаются изучению, так как в них присутствует игровой прием «расгеадо». Разновидности расгеадо:

  • Нисходящее расгеадо осуществляется от нижней струны к верхней. Для его исполнения нужно провести по струнам «веером» из пальцев, начиная от мизинца.
  • Восходящий игровой прием исполняется в обратном направлении. Собранные под ладонь пальцы веерообразно скользят вдоль струн, начиная с верхней.
  • Кольцевое расгеадо совмещает оба вышеперечисленных приема.

Знаменитые игровые техники

Несомненно, начинающим музыкантам необходимо в совершенстве освоить уроки гитарного боя, прежде чем переходить к стилевым техникам. Для общего ознакомления приведем несколько наиболее популярных стилей:

  • Техника баррэ заключается в зажатии указательным пальцем некоторых или всех шести струн. В зависимости от количества зажатых струн баррэ делится на большое и малое.
  • Слайд - стиль игры с использованием одноименного с ним приспособления, надеваемого на палец. При этом слайд должен неотрывно скользить по струнам, придавая интересное звучание.
  • Стиль свип распространен в среде современных виртуозов. Его техника заключается в быстром перемещении с одного лада на другой, тем самым создавая «размытый» звук.
  • Теппинг - техника игры посредством несильных ударов правой рукой по струнам на грифе. Иногда возможно задействование обеих рук.
  • Легато - это своеобразный способ извлечения звуков на грифе гитары, производимый левой рукой. Бывает смешанным, восходящим и нисходящим.

Это далеко список современных игровых приемов и техник, которые можно изменять и совершенствовать, так же как и виды гитарного боя.

Так что же такое гитарный «бой» ? Для многих это картина – стремительно движущаяся по струнам рука исполнителя вниз – вверх и обратно... :) И практически каждый новичок вглядывается и вслушивается в этакие загадочные ритмы, для последующего самостоятельного воспроизведения. Кто-то схватывает, как говорится, на лету, а для кого-то это целый путь длиною в недели и даже месяцы. Очень многое зависит от обычного желания, а конечно же от способности на слух. Но все таки желание осмелюсь сказать, что изначальное желание и дальнейшие искренние усилия определят ваш конечный результат! Для тех, у кого ПЛОХОЙ СЛУХ, но ЕСТЬ ОГРОМНОЕ ЖЕЛАНИЕ:

Рассмотрим приведенную ниже схему движения правой руки. Самый простой способ игры гитарным «боем» – движение руки по струнам вниз-вверх- и обратно... Проигрывайте так по 2-4 раза на каждом аккорде. При этом очень ВАЖНО научиться вести счет.

Движение вниз – счет «РАЗ!» Движение вверх – счет «И!»

Далее двигая руку вниз – счет «ДВА!» Двигаем руку вверх – счет «И!»

Для того, чтобы получить более красивый гитарный "бой" , нужно на одном движение руки «вверх – И» не задевать ею струны. (Рука движется в воздухе на небольшом расстоянии от струн). И не сбивая дальнейшего счета.

Продолжаем так проигрывать. При этом рука всегда должна двигаться ровно (вниз-вверх), только не всегда задевать струны. Все просто! :) Думаю, что это было не так для вас интересно и сложно, поэтому предлагаю посмотреть видео-урок и научиться играть самыми легкими видами гит. боя.

Статьи по теме: