Упражнения для тренинга — «знакомство. Интересные упражнения для тренинга Интересное начало тренинга
У каждого тренера в арсенале должен быть целый набор простых и эффективных разминок для знакомства, активизации внимания и повышения активности участников. Разминки для тренинга придают динамичность процессу и делают обучение по настоящему увлекательным.
Разминки для тренинга на знакомство
Данные упражнения ускоряют процесс формирования доверия участников друг к другу, создают дружественную атмосферу общения и способствуют активизации участников.
- «Расскажи обо мне» . Разделите участников на пары. В течение 5 минут они должны обсудить следующие вопросы:
- Что я ожидаю от тренинга?
- Моя самая сильная сторона – это…
- Лучше всего я делаю (у меня получается)…
- Что я бы хотел в себе улучшить?
- Что объединяет меня с партнером по разминке?
После обсуждения каждый участник рассказывает о своем партнере то, что ему удалось узнать из беседы. Уточняем у того, о ком рассказывали точность информации, все ли было верно передано.
- «Моя мама говорит, что я»
Суть разминки проста: каждый участник рассказывает о себе от лица другого человека. Эт может быть любой родственник, знакомый, коллега, руководитель и т.д.
- «Никто не знает, что я»
Участники продолжают две фраза «многие знают, что я …» и «никто не знает, что я». Данная разминка позволяет узнать с другой стороны уже знакомых коллег и позволяет раскрыться участникам более полно.
Разминки для тренинга на внимание
Такие разминки часто называют «разминки после обеда». Цель данных упражнений – повысить концентрацию внимания участников, вернуть их в собранное рабочее состояние.
- «Тридцать три»
Участники по кругу считают вслух, начиная с одного. Те, кому попадаются числа, содержащие 3 (3,23,30 и др.), а также кратные трем (6,9,12 и др.) должен молча хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибается, выбывает из круга. Игра продожается до тех пор, пока участники не дойдут до 33, или пока не останется победитель.
- «Слово на С»
Разделите участников на 2-3 команды (в зависимости от размера группы). В течение 30 секунд каждой команде необходимо найти и запомнить как можно больше предметов в комнате на букву «С». По истечении 30 секунд от каждая команда по очереди озвучивает свой предмет. Побеждает та команда, которая запомнила больше предметов.
Варианты разминки «Красный предмет», «Светлый предмет»
- «Next»
Участники встают в круг. Первый участник кидает мяч любому другому и называет число от 1 до 20. Тот, кто поймал мяч должен тут же назвать число на 1 больше. Затем он кидает мяч и произносит свое число от 1 до 20. Суть в том, что участнику запрещено в качестве «своего числа» выбирать то, которое на 1 больше того, которое он назвал, поймав мяч. Пример «5 – кидает мяч. 6 – ловит мяч второй. 11 – кидает мяч третьему. Третий ловит и называет 12».
Сначала участникам тяжело на автомате не называть число на 1 больше предыдущего. Упражнение позволяет формировать навыки сохранения сосредоточенности при интенсивной деятельности.
Разминки - ледоколы
Данные разминки схожи с разминками на знакомство, однако они применяют в течение всего тренинга для того, чтобы поднять активность участников и активизировать их для совместной работы.
- «Салфетка»
Тренер пускает по кругу салфетки и просит взять «сколько нужно» каждому. После он просит каждого участника рассказать о себе столько фактов, сколько салфеток у него в руках. Факты должны иметь непосредственное отношение к теме тренинга (например: мои способы выполнить план продаж)
- «Фрукты»
Тренер просит рассчитаться на «яблоко», «апельсин» и «персик». Далее, когда он называет слово «яблоки» - все «яблоки» встают и меняются местами, тоже самое «апельсинами» и «персиками». Когда тренер говорит «фруктовый салат», все встают и меняются местами. После этого участники остаются сидеть на новых местах.
- «А мы похожи!»
Участники делятся на пары и составляют список из 5 общих качеств (черты характера, факты из жизни, опыт работы). После каждый ищет себе новую пару. Тот, кто быстрее всего найдет общие черты с 5 участниками получает приз.
Вы можете выбрать те разминки для тренинга, которые лучше всего подойдут вашим тренингам и проводимым темам. В любом случае, не стоит игнорировать проведение разминок, так как они отвечают за динамику работу, вовлеченность и внимание участников.
Самопрезентация. Знакомство участников друг с другом. Развитие групповой сплоченности. Снятие эмоционального напряжения, зажатости. Формирование установки на взаимопонимание. Совершенствование коммуникативной культуры. Выработка навыков сплоченных действий.
СБОРНИК РАЗМИНОК, НЕОБХОДИМЫХ В ЛЮБОМ ТРЕНИНГЕ
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2006
Чуричков А., Снегирёв В.
493 Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.
ISBN 5-9268-0469-8
Упражнения, представленные на страницах этой книги, служат для снятия напряжения, создания теплой дружественной атмосферы. Также они являются неотъемлемой частью тренинга любой тематики. Готовые «рецепты» упражнений позволяют оживить тренинг в любой момент.
Книга предназначена для тренеров любого уровня подготовки, а также для всех, чья работа связана с активным обучением персонала.
ББК 88.5
© А. Чуричков, В. Снегирёв, 2006
© И. В. Семенов, иллюстрации, 2006
© Издательство «Речь», 2006
ISBN 5-9268-0469-8
© П. В. Борозенец, обложка, 2006
Введение.............................................................................................................................. 7
1. Здравствуй, уважаемый............................................................................................ 10
2. Коленвал........................................................................................................................ 12
3. Перекличка.................................................................................................................... 14
4. Передай предмет......................................................................................................... 16
5. Пальчики........................................................................................................................ 18
6. Делай раз!!! .................................................................................................................. 20
7. Дальнее плаванье........................................................................................................ 22
8. Все как один.................................................................................................................. 24
9. Мостик............................................................................................................................ 26
10. Построение.................................................................................................................. 28
II. РАЗМИНКИ В СЕРЕДИНЕ ТРЕНИНГА
11. Сигнал......................................................................................................................... 32
12. До десяти..................................................................................................................... 34
13. Мячики......................................................................................................................... 36
14. Сделай другу подарок............................................................................................. 38
15. Поменяйтесь............................................................................................................... 40
16. Землетрясение............................................................................................................ 42
17. Тыр-тыр, пулемет..................................................................................................... 44
18. Угадай мелодию........................................................................................................ 46
19. Интервью.................................................................................................................... 48
20. Однажды в автобусе................................................................................................ 50
21. Имитатор
22. Гражданская оборона
23. Четыре стихии
24. Рыбы, звери, птицы
25. Змейка
26. Персей и медуза Горгона
27. Спящий пират
28. Скульптор
29. Амнезия
30. Типография
31. Карибский кризис
32. Охота на тигра
33. Два лагеря
34. Однажды в Америке
36. Суперскрепка
37. Собери квадрат
38. Паутина и паук
39. Кошки-мышки
40. Стыковка
41. Свято место
42. Развернись
43. Роза? Гвоздика?
44. Телохранитель
45. Виртуальная прогулка
46. Разведчик
47. На рыбалке
48. Кенгуру
49. Самолетик
50. Нравится - не нравится......................................................................................... 110
51. Семерочка................................................................................................................ 112
52. Первые люди............................................................................................................ 114
53. Гонки паровозиков................................................................................................. 116
54. Шире круг................................................................................................................. 118
55. Королевская битва................................................................................................. 120
56. Шарик........................................................................................................................ 122
57. Волна......................................................................................................................... 124
58. Сороконожка........................................................................................................... 126
59. Красавица и чудовище......................................................................................... 128
60. Животные.................................................................................................................. 130
61. Зоопарк...................................................................................................................... 132
62. Кошка, собака......................................................................................................... 134
63. Передай движение................................................................................................. 136
64. Треуголка.................................................................................................................. 138
65. Охота на лис............................................................................................................ 140
66. Герои............................................................................................................................ 142
67. Веселые шарики...................................................................................................... 144
68. Последний стул....................................................................................................... 146
69. Невидимый предмет............................................................................................... 148
70. Лиса и зайцы............................................................................................................ 150
71. Ловись, рыбка.......................................................................................................... 152
III. РАЗМИНКИ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕНИНГА
72. КВН............................................................................................................................ 156
73. Пожар......................................................................................................................... 158
74. Пожелание себе....................................................................................................... 160
75. Рукопожатие............................................................................................................ 162
76. Своим путем.............................................................................................................. 164
77. Порадуй соседей.................................................................................................... 166
78. Я тебя люблю........................................................................................................... 168
79. Ты меня уважаешь?................................................................................................ 170
81. Отражение................................................................................................................. 174
82. Аплодисменты, аплодисменты........................................................................... 176
83. В тылу врага............................................................................................................. 178
84. Пары........................................................................................................................... 180
85. Что нас объединяет?.............................................................................................. 182
86. Уникальная походка.............................................................................................. 184
87. Ящерицы.................................................................................................................... 186
88. Дождик....................................................................................................................... 188
IV. РАЗМИНКИ-ЗАРЯДКИ
89. Парад.......................................................................................................................... 192
90. Физзарядка................................................................................................................ 194
91. Подкова...................................................................................................................... 196
92. Под дождем.............................................................................................................. 198
93. Потягушки................................................................................................................. 200
94. Гимнастика............................................................................................................... 202
95. Зарядка....................................................................................................................... 204
Литература..................................................................................................................... 206
Посвящается Марку Кукушкину, тренеру тренеров
Введение
Нужны ли в процессе проведения тренинга разминки? Ответ на этот вопрос может быть только однозначным: не просто нужны, а совершенно необходимы.
Что такое разминка в тренинге? Это многофункциональное психогимнастическое упражнение, каждая функция которого способствует успешному проведению тренинга.
Разминка позволяет участникам быстрее и легче переключаться с одной темы на другую, снимает излишнее напряжение, поднимает настроение, способствует групповой динамике, поддерживает рабочий настрой, позволяет раскрепоститься и почувствовать себя свободнее и, как следствие, способствует более продуктивному усвоению учебного материала. Но, самое главное, разминка - это одна из тех изюминок, которые могут сделать тренинг увлекательным, динамичным и веселым занятием.
Каждый тренер должен иметь запас определенных приемов, помогающих ведению тренинга. В их числе находятся и разминки. Получая информацию из разных источников, будь то периодическая литература или специальные научные издания, тренер собирает наиболее понравившиеся приемы в свою копилку и использует в работе.
Начинающему тренеру приходится прилагать значительные уси-
лия для поиска новых приемов, перебирать горы литературы. Бывает, для облегчения задачи новичок сознательно ограничивает свой арсенал. Из тренинга в тренинг он использует одни и те же разминки, не утруждая себя дальнейшим поиском новых элементов.
Разминки, которые сегодня можно найти в специальной литературе и в Интернете, это, как правило, переводы зарубежных авторов, малоадаптированные к особенностям российской аудитории. К тому же в этих переводах содержится много сопутствующей информации, которая, безусловно, полезна, но сильно затрудняет поиск необходимого.
Книга, предложенная вашему вниманию, предназначена прежде всего для начинающих тренеров. Но она не будет лишней и в арсенале тренера опытного, с большим стажем работы.
В «Копилке для тренера» даны готовые рецепты разминок, не требующие дополнительных материалов. Вам достаточно раскрыть книгу на любой странице, и ваш тренинг преобразится, приобретет новую изюминку. Компактный размер книги позволяет носить ее с собой всюду, что избавит вас от досадных неловких пауз, поможет сохранить и укрепить ваш имидж опытного, уверенного и энергичного тренера, неистощимого на выдумки и юмор.
I. РАЗМИНКИ В НАЧАЛЕ ТРЕНИНГА
Здравствуй, уважаемый
- 11- |
Идеальное упражнение для второго дня. Настраивает участников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания.
Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.
Упражнение выполняется по кругу.
«Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие обращено к вашему соседу справа. Поздоровайтесь с ним: «Здравствуй, уважаемый (называете имя)!» и сопроводите это каким-нибудь жестом (прыжок, хлопок, поклон).
Следующий участник также здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, посвященный ему, и добавляет свой. И так по кругу. Новые жесты повторяться не должны».
Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.
Коленвал
- 12- |
Упражнение помогает сконцентрировать внимание, получить положительные эмоции, сближает участников тренинга.
Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг.
«Каждый участник кладет свою правую руку на левое колено соседа справа, а левую руку - на правое колено соседа слева».
«Волна пошла по часовой стрелке»
и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же - еще одну, правой рукой против часовой стрелки.
Перекличка
- 14- |
Отличное упражнение для тренинга по командообразованию. Поднимает концентрацию внимания. Увеличивает сплоченность участников тренинга.
Участники садятся или встают в круг.
«Ваша задача назвать по возрастанию числа от одного до... (тренер называет число участников). Условия:
Нельзя называть числа в том порядке, в котором стоите.
Говорить надо по одному.
Называть число может любой из вас.
Если число называют одновременно несколько человек, счет начинается сначала».
Упражнение можно усложнить: а) дать задание, чтобы участники опустили головы вниз и не смотрели друг друга; б) называть по порядку числа, стараясь добраться до самого большого без ошибок.
Передай предмет
Это упражнение позволяет выявить людей, наиболее активных и позитивно настроенных как на сам тренинг, так и на тренера.
Участники сидят на стульях.
«Теперь я попрошу подняться лишь столько человек, сколько я покажу пальцев».
Тренер показывает различные комбинации пальцев: пять, семь, девять и т. д.
Также это упражнение можно применять на тренингах командообразования.
6. Делай раз!!!
Очень простая разминка, которая активизирует творческое мышление.
Для проведения разминки требуется мячик.
Участники должны расположиться кругом. При этом не важно, будут они сидеть или стоять. Тренер тоже находится в круге, он начинает разминку.
«Представьте себе, что мы собираемся в дальнее плаванье на прекрасном паруснике. Перед отплытием мы должны погрузить в трюм все необходимое для путешествия. Грузить можно все, что угодно, нужные и ненужные предметы и даже какие-либо понятия, например, такие как «мифология» или «кибернетика». Каждый участник за один раз должен погрузить три вещи, начинающиеся на одну букву, например: булка, бомба, бегемот. Нужно внимательно следить за погрузкой и не повторяться. Тот, у кого мяч, начинает грузить. Он произносит свои три слова на одну букву и произвольно бросает мяч следующему участнику. Кто затрудняется с определениями или грузит то, что уже погрузили до него, выбывает из игры».
Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить поаплодировать победителям.
Все как один
-24- |
Разминка направлена на сплочение группы, на развитие внимания, интуиции.
Тренер выполняет роль ведущего.
«Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду считать до трех. На счет «три» каждый должен выкинуть определенное число пальцев на одной руке. Я буду повторять счет до тех пор, пока все не станут выкидывать одно число. Договариваться между собой нельзя. Итак, начали».
Выполняется разминка до тех пор, пока все участники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев.
Мостик
Разминка направлена на взаимодействие с партнером, развивает концентрацию внимания.
Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников.
«Сейчас мы с вами будем строиться. Но это будет необычное построение. Вам придется строиться молча. Вообще запрещено издавать любые звуки. Жесты и мимика позволительны без ограничений. Первое задание - построиться по росту».
Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения.
«Следующее условие - построиться по цвету волос, от светлого к темному (процедура повторяется)».
СБОРНИК РАЗМИНОК, НЕОБХОДИМЫХ В ЛЮБОМ ТРЕНИНГЕ
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2006
493 Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.
Упражнения, представленные на страницах этой книги, служат для снятия напряжения, создания теплой дружественной атмосферы. Также они являются неотъемлемой частью тренинга любой тематики. Готовые «рецепты» упражнений позволяют оживить тренинг в любой момент.
Книга предназначена для тренеров любого уровня подготовки, а также для всех, чья работа связана с активным обучением персонала.
ББК 88.5
© А. Чуричков, В. Снегирёв, 2006
© , иллюстрации, 2006
© Издательство «Речь», 2006
ISBN
-8
© , обложка, 2006
Введение.............................................................................................................................. 7
I . РАЗМИНКИ В НАЧАЛЕ ТРЕНИНГА
1. Здравствуй, уважаемый............................................................................................ 10
2. Коленвал........................................................................................................................ 12
3. Перекличка.................................................................................................................... 14
4. Передай предмет......................................................................................................... 16
5. Пальчики........................................................................................................................ 18
6. Делай раз!!! .................................................................................................................. 20
7. Дальнее плаванье........................................................................................................ 22
8. Все как один.................................................................................................................. 24
9. Мостик............................................................................................................................ 26
10. Построение.................................................................................................................. 28
II. РАЗМИНКИ В СЕРЕДИНЕ ТРЕНИНГА
11. Сигнал......................................................................................................................... 32
12. До десяти..................................................................................................................... 34
13. Мячики......................................................................................................................... 36
14. Сделай другу подарок............................................................................................. 38
15. Поменяйтесь............................................................................................................... 40
16. Землетрясение............................................................................................................ 42
17. Тыр-тыр, пулемет..................................................................................................... 44
18. Угадай мелодию........................................................................................................ 46
19. Интервью.................................................................................................................... 48
20. Однажды в автобусе................................................................................................ 50
21. Имитатор
22. Гражданская оборона
23. Четыре стихии
24. Рыбы, звери, птицы
25. Змейка
26. Персей и медуза Горгона
27. Спящий пират
28. Скульптор
29. Амнезия
30. Типография
31. Карибский кризис
32. Охота на тигра
33. Два лагеря
34. Однажды в Америке
36. Суперскрепка
37. Собери квадрат
38. Паутина и паук
39. Кошки-мышки
40. Стыковка
41. Свято место
42. Развернись
43. Роза? Гвоздика?
44. Телохранитель
45. Виртуальная прогулка
46. Разведчик
47. На рыбалке
48. Кенгуру
49. Самолетик
50. Нравится - не нравится......................................................................................
51. Семерочка.............................................................................................................
52. Первые люди.........................................................................................................
53. Гонки паровозиков..............................................................................................
54. Шире круг..............................................................................................................
55. Королевская битва..............................................................................................
56. Шарик.....................................................................................................................
57. Волна......................................................................................................................
58. Сороконожка........................................................................................................
59. Красавица и чудовище......................................................................................
60. Животные...............................................................................................................
61. Зоопарк...................................................................................................................
62. Кошка, собака......................................................................................................
63. Передай движение..............................................................................................
64. Треуголка...............................................................................................................
65. Охота на лис.........................................................................................................
66. Герои.........................................................................................................................
67. Веселые шарики...................................................................................................
68. Последний стул....................................................................................................
69. Невидимый предмет............................................................................................
70. Лиса и зайцы.........................................................................................................
71. Ловись, рыбка.......................................................................................................
III. РАЗМИНКИ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕНИНГА
72. КВН.........................................................................................................................
73. Пожар......................................................................................................................
74. Пожелание себе....................................................................................................
75. Рукопожатие.........................................................................................................
76. Своим путем...........................................................................................................
77. Порадуй соседей.................................................................................................
78. Я тебя люблю........................................................................................................
79. Ты меня уважаешь?.............................................................................................
81. Отражение..............................................................................................................
82. Аплодисменты, аплодисменты........................................................................
83. В тылу врага..........................................................................................................
84. Пары........................................................................................................................
85. Что нас объединяет?...........................................................................................
86. Уникальная походка...........................................................................................
87. Ящерицы.................................................................................................................
88. Дождик....................................................................................................................
IV. РАЗМИНКИ - ЗАРЯДКИ
89. Парад.......................................................................................................................
90. Физзарядка.............................................................................................................
91. Подкова...................................................................................................................
92. Под дождем...........................................................................................................
93. Потягушки..............................................................................................................
94. Гимнастика............................................................................................................
95. Зарядка....................................................................................................................
Литература..................................................................................................................
Посвящается Марку Кукушкину, тренеру тренеров
Введение
Нужны ли в процессе проведения тренинга разминки? Ответ на этот вопрос может быть только однозначным: не просто нужны, а совершенно необходимы.
Что такое разминка в тренинге? Это многофункциональное психогимнастическое упражнение, каждая функция которого способствует успешному проведению тренинга.
Разминка позволяет участникам быстрее и легче переключаться с одной темы на другую, снимает излишнее напряжение, поднимает настроение, способствует групповой динамике, поддерживает рабочий настрой, позволяет раскрепоститься и почувствовать себя свободнее и, как следствие, способствует более продуктивному усвоению учебного материала. Но, самое главное, разминка - это одна из тех изюминок, которые могут сделать тренинг увлекательным, динамичным и веселым занятием.
Каждый тренер должен иметь запас определенных приемов, помогающих ведению тренинга. В их числе находятся и разминки. Получая информацию из разных источников, будь то периодическая литература или специальные научные издания, тренер собирает наиболее понравившиеся приемы в свою копилку и использует в работе.
Начинающему тренеру приходится прилагать значительные уси-
лия для поиска новых приемов, перебирать горы литературы. Бывает, для облегчения задачи новичок сознательно ограничивает свой арсенал. Из тренинга в тренинг он использует одни и те же разминки, не утруждая себя дальнейшим поиском новых элементов.
Разминки, которые сегодня можно найти в специальной литературе и в Интернете, это, как правило, переводы зарубежных авторов, малоадаптированные к особенностям российской аудитории. К тому же в этих переводах содержится много сопутствующей информации, которая, безусловно, полезна, но сильно затрудняет поиск необходимого.
Авторы «Копилки для тренера» сами прошли через подобные трудности, поэтому решили подарить своим коллегам копилку разминок, готовую к применению, мобильную и легкую.
Книга, предложенная вашему вниманию, предназначена прежде всего для начинающих тренеров. Но она не будет лишней и в арсенале тренера опытного, с большим стажем работы.
В «Копилке для тренера» даны готовые рецепты разминок, не требующие дополнительных материалов. Вам достаточно раскрыть книгу на любой странице, и ваш тренинг преобразится, приобретет новую изюминку. Компактный размер книги позволяет носить ее с собой всюду, что избавит вас от досадных неловких пауз, поможет сохранить и укрепить ваш имидж опытного, уверенного и энергичного тренера, неистощимого на выдумки и юмор.
I . РАЗМИНКИ В НАЧАЛЕ ТРЕНИНГА
1. Здравствуй, уважаемый
Идеальное упражнение для второго дня. Настраивает участников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания.
Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.
Упражнение выполняется по кругу.
«Давайте поприветствуем друг друга . Приветствие обращено к вашему соседу справа . Поздоровайтесь с ним : «Здрав ствуй , уважаемый (называете имя )! » и сопроводите это ка ким - нибудь жестом (прыжок , хлопок , поклон ).
Следующий участник также здоровается со своим соседом справа , повторяет жест , посвященный ему , и добавляет свой . И так по кругу . Новые жесты повторяться не должны» .
Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.
2. Коленвал
Упражнение помогает сконцентрировать внимание, получить положительные эмоции, сближает участников тренинга.
Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг.
«Каждый участник кладет свою правую руку на левое ко лено соседа справа , а левую руку - на правое колено соседа слева» .
«Волна пошла по часовой стрелке»
и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же - еще одну, правой рукой против часовой стрелки.
3. Перекличка
Отличное упражнение для тренинга по командообразованию. Поднимает концентрацию внимания. Увеличивает сплоченность участников тренинга.
Участники садятся или встают в круг.
«Ваша задача назвать по возрастанию числа от одного до ... (тренер называет число участников ). Условия :
Нельзя называть числа в том порядке , в котором стоите .
Говорить надо по одному .
Называть число может любой из вас .
Если число называют одновременно несколько человек , счет начинается сначала» .
Упражнение можно усложнить: а) дать задание, чтобы участники опустили головы вниз и не смотрели друг друга; б) называть по порядку числа, стараясь добраться до самого большого без ошибок.
4. Передай предмет
Эта веселая разминка помогает участникам реализовать творческие наклонности, поднимает настроение, повышает групповую динамику.
Упражнение можно выполнять как по кругу, так и построившись в шеренгу.
Тренер берет какой-либо предмет (маркер, мячик, скомканный лист бумаги) и отдает его ближайшему участнику.
«Ваша задача - передать этот предмет своему соседу справа и так по кругу . Причем способы передачи повторяться не должны . Если предмет упадет , начинаем сначала» .
Самого оригинального можно наградить аплодисментами.
5. Пальчики
Это упражнение позволяет выявить людей, наиболее активных и позитивно настроенных как на сам тренинг, так и на тренера.
Участники сидят на стульях.
«Теперь я попрошу подняться лишь столько человек , сколь ко я покажу пальцев» .
Тренер показывает различные комбинации пальцев: пять, семь, девять и т. д.
Также это упражнение можно применять на тренингах командообразования.
6. Делай раз!!!
Благодаря этому упражнению можно узнать, насколько члены коллектива понимают друг друга, кто пользуется авторитетом.
Тренер просит участников стать за свои стулья и дает команду:
«На команду «Делай раз ! » вы должны поднять свои стулья на высоту один метр от пола . Внимание , ваша задача - опу стить стулья одновременно» .
Как правило, первый из участников, скомандовавший: «Делай два» («три-четыре» или «опустили»), является лидером-организатором. Если стулья опускаются хаотично и неорганизованно, без команды, тренер должен снова скомандовать: «Делай раз!»
7. Дальнее плаванье
Очень простая разминка, которая активизирует творческое мышление.
Для проведения разминки требуется мячик.
Участники должны расположиться кругом. При этом не важно, будут они сидеть или стоять. Тренер тоже находится в круге, он начинает разминку.
«Представьте себе , что мы собираемся в дальнее плаванье на прекрасном паруснике . Перед отплытием мы должны погру зить в трюм все необходимое для путешествия . Грузить мож но все , что угодно , нужные и ненужные предметы и даже ка кие - либо понятия , например , такие как «мифология» или «кибернетика» . Каждый участник за один раз должен погрузить три вещи , начинающиеся на одну букву , например : булка , бом ба , бегемот . Нужно внимательно следить за погрузкой и не повторяться . Тот , у кого мяч , начинает грузить . Он произносит свои три слова на одну букву и произвольно бросает мяч следующему участнику . Кто затрудняется с определениями или грузит то , что уже погрузили до него , выбывает из игры» .
Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить поаплодировать победителям.
8. Все как один
Разминка направлена на сплочение группы, на развитие внимания, интуиции.
Тренер выполняет роль ведущего.
«Встаньте , пожалуйста , в круг . Я буду считать до трех . На счет «три» каждый должен выкинуть определенное число пальцев на одной руке . Я буду повторять счет до тех пор , пока все не станут выкидывать одно число . Договариваться меж ду собой нельзя . Итак , начали» .
Выполняется разминка до тех пор, пока все участники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев.
9. Мостик
Разминка направлена на взаимодействие с партнером, развивает концентрацию внимания.
Для проведения разминки потребуется достаточное количество маркеров.
Тренер делит участников на пары и выстраивает в ряд У стены. Перед каждой парой на пол кладет маркер.
«Задача каждой пары - взять этот маркер указательными пальцами правых рук за кончики , поднять , пронести до про тивоположной стены и обратно , снова положить на прежнее место . Сделать это нужно , не роняя маркер» .
Можно пустить пары наперегонки или по очереди. При любом подходе тренер берет на себя роль арбитра.
10. Построение
Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников.
«Сейчас мы с вами будем строиться . Но это будет не обычное построение . Вам придется строиться молча . Вообще запрещено издавать любые звуки . Жесты и мимика позволительны без ограничений . Первое задание - построиться по росту» .
Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения.
«Следующее условие - построиться по цвету волос , от светлого к темному (процедура повторяется ) » .
II . РАЗМИНКИ В СЕРЕДИНЕ ТРЕНИНГА
11. Сигнал
Разминка направлена на развитие внимания, чувства ритма, дает мотивацию на командный стиль в работе.
Все сидят в кругу, тренер берет на себя роль ведущего. Для начала тренер предлагает группе рассчитаться по порядку.
«Итак , сейчас мы все - сотрудники секретной службы . Наша задача - передать сигнал по рации от одного к другому так , чтобы цепочка не прервалась и сигнал не потерялся . Для передачи начинаем хлопать себя по коленям (тренер задает ритм, сначала медленный). На первый хлопок называем свой номер , на второй - номер того , кому передаем сигнал , например : «Первый - пятому» . Пятый подхватывает эстафету : «Пятый - одиннадцатому» и так далее . Служба теряет того из сотрудников , кто замешкался или ошибся . Этот участник выходит из круга . Номера , выбывшие или несуществующие , на зывать нельзя» .
Тренер задает темп разминки, постепенно ускоряя его. Упражнение проводится до тех пор, пока участники не станут передавать «сигнал» без ошибок.
12. До десяти
Разминка направлена на развитие скорости реакции и концентрации внимания.
«Станьте , пожалуйста , все в круг . Я буду ведущим» .
Ведущий начинает поворачиваться вокруг своей оси и считать вслух от одного до десяти. Затем он останавливается, показывает на одного из участников и называет любое число от одного до десяти.
«Тот , на кого я указываю , должен показать на пальцах названное мной число . Те , кто стоит справа , показывают по очереди , также на пальцах , остальные числа до десяти по возрастающей . Тот , кто ошибется или замешкается , становится ведущим» .
Тренер с самого начала должен задать достаточно быстрый темп и поддерживать его, стимулируя участников. В противном случае интерес к разминке может быстро угаснуть.
13. Мячики
Динамичная, азартная разминка. Тренирует ловкость и внимание. Подойдет как дополнение к широкому спектру тем тренингов.
Для проведения требуются 3-5 мячиков (можно использовать смятые в комок листы бумаги).
«Наша задача - перебрасывать друг другу мячики таким образом , чтобы ни один мячик не упал на пол . Готовы ? Начали» .
Тренер поочередно вбрасывает в круг мячики, участники перебрасывают их друг другу. После того как мячики начали падать, следует новая инструкция.
«Каждый из вас должен запомнить двух человек : того , от кого он получает мяч , и того , кому бросает . Давайте подумаем : как сделать , чтобы участвовали все ? »
«Теперь поменяйтесь местами в произвольном порядке . Но бросать мячи вы должны тем же людям , что и в прошлый раз» .
Третий этап разминки, как правило, проходит без проблем, так как к этому моменту участники уже запомнили, кому они перебрасывают и от кого получают мячики.
14. Сделай другу подарок
Это упражнение помогает закрепить позитивные эмоции, а также помогает участникам тренинга подружиться.
«Посмотрите на своего соседа справа и подумайте , что вы ему подарите . Дарить можно что угодно : от телевизора до огромного счастья . Когда придумаете , не произносите вслух» .
Убедитесь, что все участники определились с подарками.
«А теперь подарите свои подарки тем , кому они предна значены , но это надо сделать без слов , молча . Если ваш оппо нент догадался , что вы ему дарите , значит , он принимает ваш подарок и сопровождает это эмоциональным возгласом : «Ва - у» ! »
Тренер должен сам задать «формат» ответной реакции: либо это эмоциональный возглас, либо какое-то физическое движение.
15. Поменяйтесь
Это упражнение отлично повышает групповую динамику, снимает усталость, усиливает концентрацию внимания.
Участники садятся в круг. Тренер (ведущий) убирает свой стул.
«Поменяйтесь местами те , у кого .... »
Он называет предмет (или действия), который есть у некоторых, например: черные туфли, кольцо на руке.
«Те из вас , у кого есть этот предмет , должны поменяться местами . Ведущий должен успеть сесть на свободный стул , а кому стул не достался , становится ведущим . Если у вас есть указанный предмет , вы обязаны пересесть на другое место . Новый ведущий повторяет : «Поменяйтесь местами те , у кого ... »