Тибетская йога дыхания. Тендзин вангьял ринпоче тибетская йога дыхания и движения пробуждение священного тела. Хатха и янтра: основные различия двух видов йоги

Важная информация!

Данная книга не является оригиналом книги Питера Кэлдера "Око Возрождения". Она представляет собой свободную интерпретацию Пяти Ритуальных Действий, которая была дополнена, исправлена и искажена. Более того, сформулирована с йогической точки зрения. Пять Ритуальных Действий "Око Откровения" и "Йога" – две разные техники! Чтобы ознакомиться с оригиналом книги "Око Откровения" нажмите на эту ссылку .

Формат: PDF

Качество: Сканированные страницы

Количество страниц: 83

Описание:

Известный учитель буддийской и бонской традиций, автор книги «Тибетская йога сна и сновидений» Тендзин Вангьял Ринпоче в своей новой работе описывает древнее тибетское искусство дыхания и движения - аналог индийской пранаямы и китайского цигун. Простые, но мощные упражнения, представленные в книге, раскрывают энергетические центры тела, успокаивают и очищают ум. Они помогут вам изменить свое отношение к себе, другим людям и миру и решить проблемы, коренящиеся в вашем ментальном состоянии. Хотя эти упражнения создавались как вспомогательные духовные практики, для овладения ими не требуется глубокое знание философии буддизма или бон. Они будут полезны каждому из нас.

Силе дыхания придавали важное значение духовные учения всех времен и народов. Автор этой книги - видный представитель тибетской традиции бон, Тендзин Вангьял Ринпоче, уже хорошо известный русскому читателю. Он авторитетно и доступно для западного человека объясняет основы, а затем и нюансы двух мощных практик - Девяти очистительных дыханий и Ца-Лунг. Родственные индийской пранаяме и китайскому цигун, эти упражнения действуют на более тонком уровне - уровне ума.

Задействуя пять чакр и три энергетических канала, бонские практики помогают нам изменить свое отношение к себе, другим людям и миру и решить проблемы, коренящиеся в шаблонах нашего мышления и поведения, - то есть очень многие. Для овладения этими дыхательными упражнениями не требуется глубокое знание философии буддизма или бон, но в принципе они создавались как вспомогательные духовные практики и будут полезны тем, для кого тибетские учения стали частью жизни.

Далай-Лама о традиции бон

ПРЕДИСЛОВИЕ

Суть практики
Инструкции к практике
Принципы практики
Очищение от трех коренных ядов с помощью трех каналов
Результаты практики

Когда совершать перемены в жизни
Понимание ветра и ума
О телах
Девять лунгов и их влияние на нас

"Бон - это старейшая духовная традиция Тибета. Будучи коренным источником всей тибетской культуры, бон играл существенную роль в формировании уникальности Тибета. Поэтому я часто подчеркивал важность сохранения этой традиции". - Его Святейшество Далай-Лама XIV (из его предисловия к книге Тендзина Вангьяла Ринпоче «Чудеса естественного ума»).

Предисловие

Уникальные медитативные практики, о которых расскажет вам эта книга, долгие годы помогали мне жить более полной жизнью, строить добрые отношения с людьми, развивать в себе творческое начало и передавать дальше полученные мною учения исконно тибетской духовной традиции бон.

Эти практики просты, но очень мощны. Их цель - помочь нам обнаружить и отменить наши устоявшиеся и изжитые шаблоны мышления и поведения и открыть для себя свежие спонтанные возможности в моменте «здесь и сейчас».

Всем нам очень важно время от времени критически оценивать свое текущее положение в плане личностного развития, личных и общественных отношений и духовных устремлений. Искренне желая прямо и честно взглянуть на свое положение, мы начинаем лучше понимать себя - и тогда наши ограничения становятся для нас вратами, ведущими к большим возможностям.

В современном обществе люди привыкли полагаться на работу ума. В традиционных тибетских учениях принято считать, что само наше восприятие ума является плодом лунга, или «ветра». В других восточных культурах эту энергию называют праной, ци и ки. Только от ветра-лунга зависит, будет ли ум проницательным и ясным либо сумбурным и беспокойным. Как мы можем получить доступ к ветру? Конечно же, не при помощи концептуального ума, но через прямое, неконцептуальное осознание. Мы получаем доступ к ветру, напрямую связываясь с нашим телом, речью и умом - ив боне, и в буддизме их называют «тремя дверями».

В тибетских духовных традициях конечная цель работы с внутренним ветром - освобождение от страдания, связанного с цикличностью рождения и смерти, или сансары . Но эта практика с успехом применяется и для избавления от менее глобальных, повседневных страданий. Она помогает нам восстановить телесное и душевное здоровье, улучшить личную жизнь и отношения с людьми, избавиться от гнева и других негативных, разрушительных эмоций. Углубляя свое понимание ветра-лунга, вы будете учиться более эффективно управлять обстоятельствами своей жизни.

С десяти до двадцати пяти лет я был бонским монахом в Индии. Я безмерно люблю и ценю моих учителей и глубоко чту полученные от них знания. Завершив свое обучение, я стал применять полученные знания в жизни - теперь уже как муж, отец и учитель. Мне было интересно применять их буквально в каждой повседневной ситуации. Благодаря этому моя жизнь была наполнена энергией, которая в конечном счете и вдохновила меня написать для вас эту книгу.

Жизнь всегда дает нам много возможностей для духовной практики. И я очень благодарен разнообразным трудным ситуациям, возникающим в моей жизни. Ведь, когда я встречаюсь с трудностями и применяю к ним свою практику, я могу видеть, что она реально работает. Я знаю еще очень мало, но чувствую, что возможности реализации этих знаний поистине безграничны. В древних учениях очень много ценного, и когда мы научимся правильно применять их, в нашей жизни будут постоянно открываться возможности для творчества.

Я надеюсь, что эта книга направит и поддержит вас в вашем духовном поиске. Благословляю вас на выполнение практик. Пусть полученный опыт обогатит вашу жизнь и поможет вам очиститься от того, что мешает вам, а также осознать ваши уникальные дары и явить их миру на благо другим.

Тендзин Вангьял Ринпоче Май 2010 г.

Введение

Эта книга - о личной трансформации: о том, как произвести позитивные перемены в своей жизни, как преобразовать и расширить свое сознание, выходя за ограничения предубеждений и страха. Преодолевая рамки привычных шаблонов мышления и поведения, мы сможем находить новые решения возникающих перед нами задач.

Во многих видах психологической и духовной работы в центре внимания находится ум. Но изменить ум - не так-то просто. Возможно, вы пробовали воздействовать на себя та называемой концептуальной силой - обычно это делается в форме настоятельной рекомендации. Вы убеждаете себя: «Я не должен это делать. Это плохо для меня». Возможно, вы понимаете все причины, по которым что-то для вас является плохим с точки зрения закона, этики, духовности, - но измениться все же не можете. Причина в том, что многие привычные шаблоны лежат глубже, чем доступно нашим благим намерениям, - и этим намерениям просто не хватает мощи для осуществления желаемых перемен.

Но есть нечто доступное нам прямо сейчас, в момент пика нашего беспокойства. Наше беспокойство, наши конфликты и привычки могут служить дверями в другое измерение бытия, в мир ясного и открытого осознания, жизненной энергии и позитивных качеств.

Когда мы озабочены какой-то проблемой, мы думаем о ней как о чем-то внешнем. Мы полностью отделяем ее от себя и просто заключаем, что другому человеку надо измениться. Или, пытаясь решить проблему, мы снова и снова придумываем стратегии и анализируем ситуацию. При этом наши стратегии и действия управляются энергией беспокойства и дискомфорта. Никакое действие, вызванное дискомфортом, не может что-либо разрешить. Оно только усугубит проблему. Настоящее решение возможно лишь тогда, когда действие идет от открытости.

Согласно учению бон, ум по своей природе открыт и ясен. Это то, чем мы являемся на самом фундаментальном уровне. Открытость - источник нашего бытия, и в состоянии открытости мы соединены со всей жизнью. Наш затуманенный взор не видит этого источника, как мы не видим солнца, закрытого облаками. Солнце светит всегда, но иногда «с земли» - то есть при отождествлении себя с проблемами - мы не видим его сияния. Мы привыкли отождествлять себя с проблемами и зацикливаться на них, а уж если решать их, то лишь концептуальным умом. Чтобы непосредственно испытать открытость ума, нам нужно неконцептуальное осознание. Цель этой книги - познакомить вас поближе с силой неконцептуального осознания, чтобы вы смогли осознать внутри себя источник всех позитивных качеств.

Как совершить переход от состояния, когда мы увязли в своих проблемах, к состоянию открытого ума, являющегося источником позитивных качеств? Когда вы хотите изменить что-то в ситуации или в собственном поведении, главное - перенести внимание с истории, которую вы рассказываете себе о происходящем, на внутренний опыт, который вы получаете. Прежде всего нужно обратить внимание на ваше тело и непосредственно почувствовать дискомфорт и беспокойство. Ваша боль - это возможность для трансформации, и даже простое пребывание непосредственно с вашей болью принесет позитивные изменения.

Как это возможно? Обращая внимание на тело, вы можете явно ощутить напряжение и беспокойство, возникающие, когда вы испытываете какие-то трудности. Иногда у вас сокращаются мышцы живота или стискиваются челюсти. Вы можете заметить, что ваше дыхание поверхностно или неритмично. Ваши мысли могут мелькать с невероятной скоростью. Мы отождествляем себя со своей болью, превращая то, что является продуктом временных причин и обстоятельств, в нечто более сильное, чем оно есть на самом деле. И тогда то, чем вы по существу не являетесь, - отождествление с вашей историей и ваша реакция - становится привычным. В бонских писаниях это явление называют кармическим концептуальным телом боли. Такое тело по своей природе не постоянно, не плотно и не устойчиво, однако подобное ограниченное восприятие себя становится са-моотождветвлением, знакомым местом, в котором мы застреваем и проводим слишком большую часть своей жизни.

Структуру нашего кармического концептуального тела боли поддерживает то, что в традиции бон называют «ветром» (тиб. лунг). Можно перенести внимание с ситуации, занимающей ваш ум, на поддерживающий ее ветер. Если вы сделаете это - образно говоря, если вы поймаете ветер своим осознанием, - то сможете им управлять. Устанавливая связь с ветром, вы можете инициировать растворение структуры тела боли. Поймать внутренний ветер - все равно что объездить дикую лошадь, на которой вы затем сможете поскакать в правильном направлении*.

Фокусируя ум и тренируя тело и дыхание при помощи специальных техник, мы можем избавиться от привычных схем концептуального ума и в результате напрямую открыть для себя бытие. Мы можем достичь открытости и в ней найти возможности для роста, которых мы, возможно, желали, но для обретения которых нам не хватало знания.

В бонской йогической традиции есть множество методов работы с внутренними ветрами для трансформации эмоций, причиняющих страдание (гнева, привязанности и неведения), в позитивные качества, а смятения - в мудрость. Устанавливая связь с внутренним ветром, мы ловим лошадь обремененного проблемами ума и направляем ее в правильную сторону. Дикую лошадь нашего внутреннего ветра можно приручить!

Обычно, когда к нам приходят мысли, мы осознаём их содержание и то, к чему они относятся. Мысли относятся к явлениям. Мы создаем истории при помощи слов и образов - и реагируем на эти истории чувствами и ощущениями. Или испытываем чувства и ощущения - и создаем истории, чтобы объяснить их или вызываемое ими беспокойство. Но если вместо того, чтобы увлекаться логическим повествованием, вы можете просто осознать то, о чем думаете, тогда можно перенести фокус с содержания и обнаружить ветер - движение, силу, стоящую за мыслями. Когда вы откроете для себя этот ветер и установите контакт с ним, вы можете при помощи особых методов очистить его и открыть пространство естественного ума. Получив же доступ к открытости, вы получите доступ к гораздо большему количеству возможностей.

Важно особо отметить различие между концептуальным умом и природой ума, которую я называю открытым осознанием. Чтобы осознавать, нам не нужно думать. Осознание - это не мышление. Открытое осознание - это признание существования фундаментального, всегда присутствующего естественного ума, который ясен и открыт, как чистое небо. Это состояние является естественным для каждого из нас, и путь медитации ведет именно к нему.

Все приведенные в этой книге медитативные практики учат вас, как поймать лошадь ваших привычных шаблонов, перенося бесконцепту-альное внимание на дыхание, и использовать это внимание и дыхание, чтобы направлять внутренний ветер к осознанию вашего естественного ума. Ум по своей природе неподвижен, чист и неизменен. Он также является неиссякаемым источником всего счастья и всех позитивных качеств.

Духовная традиция бон работает с тремя «дверями» к освобождению от страданий - телом, речью и умом. В этой книге мы сосредоточимся на двери тела. Чтобы обрести освобождение через тело, мы должны фокусироваться на удалении ветров, которые поддерживают кармическое концептуальное тело боли, и установлении контакта с тонкими внутренними ветрами неизменного тела сущности, - ветрами, которые поддерживают осознание естественного ума.

Я искренне надеюсь, что, изучая работу с внутренними ветрами, вы в значительной степени исцелите свою жизнь.

Заключение

Все медитативные практики, которые были приведены в этой книге, связаны с дыханием. Грубое дыхание - это вдохи и выдохи. Тонкое дыхание связано с осознанием тонких энергий нашего священного тела. Даже простое пребывание в определенной позе - такой, например, как пятичленная поза - помогает нам работать с ветром. Мы принимаем различные позы и совершаем определенные движения, стараясь взаимодействовать с ветрами в нашем теле и изменять их, чтобы достигать все более тонкого осознания. Физическая часть упражнений направлена на освобождение от грубого ветра, поддерживающего всякого рода нарушения, и на обнаружение тонкого ветра, способствующего осознанию природы ума. Для достижения изначальной мудрости ветер должен становиться все тоньше и тоньше.

Вы можете попробовать найти свое местоположение на карте - в списке девяти лунгов. Посмотрите, сможете ли вы распознать ваш доминирующий ветер. Конечно, это может оказаться сложнее, чем найти свое местоположение на карте городского парка, в котором вы гуляете, но по крайней мере попытайтесь почувствовать, где вы находитесь и куда направляетесь. У вас есть девять предполагаемых точек на этой карте.

Подводя итог путешествия, которое мы совершили, можно сказать, что после освоения Девяти очистительных дыханий ваш ветер стал более тонким по сравнению с тем, каким он бы л. Из-за того, что ваш ветер изменился, теперь вы чувствуете себя по-другому. Поскольку изменились ощущения, изменились и ваши мысли. С новыми мыслями вы видите мир иначе. Из-за того, что вы видите мир иначе, он по-другому ведет себя по отношению к вам. Перед вами открывается возможность помогать окружающим. Вот так вы создаете или изменяете свою реальность. Соединяясь с лунгом, вы обретаете способность изменять свое восприятие и свою реальность. Список девяти лунгов - это карта ваших возможностей.

Об Авторе

Тендзин Вангьял Ринпоче - известный духовный мастер, имеющий учеников по всему миру. Его уважают за глубину его мудрости, увлекательный стиль преподавания и способность делать древние тибетские учения понятными, доступными и применимыми в жизни западных людей.

Основатель и духовный лидер Института Лигминча, некоммерческой организации, созданной для сохранения древних учений, искусств, наук, языка и литературы Тибета и Шанг-Шунга - древнего царства, с которым связывают традицию бон.

  • «Тибетское исцеление звуком» (Tibetan Sound Healing)
  • «Тибетская йога сна и сновидений» (The Tibetan Yogas of Dream and Sleep)
  • «Тибетская йога тела, речи и ума» (Tibetan Yogas of Body, Speech, and Mind)
  • «Исцеление формой, энергией и светом» (Healing with Form, Energy, and Ligh)

«Очищение от гнева

Через правый (белый) канал

Спонтанное проявление любви и других позитивных качеств в нашей жизни блокируется коренным ядом ненависти. Обычно мы ощущаем этот яд как гнев, отвращение, раздражение или склонность каким-либо образом отрицать наш опыт. Открыты ли вы для того, чтобы увидеть, какое место гнев занимает в вашей жизни? Мы осознаём не весь гнев. Он может стать привычной частью, данностью нашей жизни. Бывает даже так, Что человек без своего гнева не ощущает себя живым и для него лучше гневаться, чем не чувствовать вообще ничего. Иногда, очень сильно злясь на какие-то явления или людей, вы ясно видите свой гнев и можете с уверенностью сказать: «Я зол». Но в других случаях вы не осознаёте этого; это просто ваше состояние; Вы просто сидите и злитесь. Вы не хотите ничего говорить, ничего выражать и даже чувствовать движение ваших эмоций. Это своего рода незыблемое качество, которое сосуществует с вами. Важно осознавать присутствие гнева на разных уровнях.
Неподвижность, безмолвие и соединение с просторностью ума позволяют спрятанным внутри вас гневу и беспокойству выйти на поверхность. Вполне возможно научиться управлять своей жизнью, до определенной степени вытесняя некоторые явления из сознания * Иногда в нашей суетливой жизни нам успешно удается подавлять чувство дискомфорта. Когда же вы остановитесь и соединитесь с осознанием неподвижности, безмолвия и просторности, открывающееся пространство позволит спрятанному выйти на поверхность. Когда это произойдет, не отчаивайтесь. Это удобный случай отпустить то, что не дает проявиться другим возможностям в вашей жизни. Не нужно раздумывать в замешательстве над тем, кто же вызвал в вас гнев, или вдаваться во все детали ситуации, или даже анализировать ваш собственный разгневанный ум. Нет. Если вы способны к чистому наблюдению, у вас есть сила растворять гнев.

Но часто мы не способны просто наблюдать. Наблюдая, мы начинаем анализировать, судить и критиковать. Из-за этого мы спорим, сражаемся друг с другом, у нас может даже появиться желание причинить кому-то боль. Нам не нужно, двигаться в таком направлении. Поэтому ключевой момент здесь очень простой: когда вы злитесь» вместо того чтобы искать причину этого вовне, обратитесь внутрь себя и направьте внимание на ваше тело; соединитесь непосредственно со своими чувствами и переживаниями, не подвергая их анализу. Вот что имеется в виду под «соединением с ветром гнева»» Как только вы соединитесь с этим ветром, от гнева можно будет освободиться с помощью простой дыхательной практики. Вам удастся сделать это, очень быстро, поскольку вы работаете напрямую с ветром, несущим его.
Трудно переоценить важность прямого соединения с тем, что вы чувствуете. Когда ваше наблюдение не открыто, не чисто и не направленно, появляется склонность производить большое количество мыслей. Вы думаете, что меняетесь, думаете, что развиваетесь, работаете; но на самом деле нет никакого развития - только мысли. Вы остаетесь на том же месте, вертитесь, как белка в колесе. Когда облака движутся по небу и меняют свое положение, это не означает, что небо очищается от них. В некоторых местах появляются просветы, но; в целом небо не становится безоблачным. Напротив, когда небо безоблачно, сомнений в этом не возникает. Когда вы чувствуете себя чистым и открытым, это очень сильно отличается от состояния, когда в вашей голове беспрестанно движутся мысли. Так что, когда вы обнаружите гнев или связанные с ним качества ума, поведение, состояния, просто смотрите на них;

Осознавайте их без осуждения, анализа и объяснений.

Даже в такой простой практике мы сопротивляемся соединению с гневом: «С какой стати я должен думать о своем гневе? Я хочу отдохнуть от него. Я ем здоровую пищу, занимаюсь йогой, расслабляюсь на природе; я практикую медитацию для обретения умиротворения. Вы хотите, чтобы теперь я выводил на поверхность гнев?» Если у вас появилась подобная реакция, вероятно, вы неправильно смотрите на гнев. Возможно, когда вы смотрите на свой гнев, вы приходите в ужас от самого себя и от других людей. Вы всегда стремитесь обвинить кого-то. Некоторые люди не хотят обвинять других, они могут бо- яться или стесняться, и поэтому они обвиняют себя. Другие считают, что вправе указывать на кого-то пальцем; если в их жизни что-то не так, в этом виноват кто-то другой. Они постоянно критикуют, других. Также легко потерять надежду и отвернуться от ситуации, вызывающей гнев. Это игнорирование - лишь иная, более тонкая форма гнева; так мы просто отвергаем свой опыт. Ни один из этих подходов не является эффективным для избавления от гнева.

Итак, нам нужно посмотреть на гнев новым взглядом: чистым, прямым, наблюдающим. Разрыв между сопротивлением и открытостью не так велик, но иногда он может быть очень длинным по времени. У кого-то может уйти десять лет лишь на то, чтобы подойти к готовности спокойно смотреть на вещи. Когда вы смотрите непосредственно на ситуацию, в которой присутствует страх, это не значит, что вам нужно причинять себе боль, волноваться, критиковать кого-то или выносить приговор. Это означает тоЛько, что вы должны быть осознанными. Так что просто посмотрите на состояние ума или поведение, связанное с отрицанием или гневом. Когда вы способны ясно видеть и чувствовать это состояние в вашем теле, дыхании и уме, вы готовы начать дыхательную практику для очищения правого (белого) канала, в котором обитает гнев, затмевающий ваш глубинный потенциал.

Выполняя Девять очистительных дыханий, вы закрываете правую ноздрю правым безымянным пальцем. Делая глубокий, медленный вдох, представляйте, что вы вдыхаете целительный светло-зеленый воздух через левую ноздрю. Смотрите, как этот воздух движется по левому (красному) каналу к месту соединения трех каналов. Когда он достигнет места соединения, находящегося ниже пупка, на мгновение задержите дыхание, зажмите левым безымянным пальцем левую ноздрю, затем медленно выдохните через правую ноздрю. Выдыхая, проследите за движением воздуха по правому (белому) каналу. Немного усиливая выдох в конце; представьте, что ве^ер, несущий гнев; выходит из вашей правой ноздри и растворяется в пространстве. Повторите весь цикл три раза.

Если у вас еще мало опыта в этой практике, возможно, вам захочется просто фокусироваться на очищении от гнева правого (белого) канала и повторять это намного дольше, чтобы лучше познакомиться с процессом.-Каждый раз осознавайте выход гнева, который живет в вашем теле, в вашей энергии, в вашем уме, или очень тонкую склонность просто отбрасывать свой опыт. После этого делайте глубокий вдох через левый (красный) канал, задерживайте дыхание в точке соединения каналов, зажимайте другую ноздрю и выдыхайте, представляя, как воздух выходит через правый (белый) канал, очищая его и растворяясь в пространстве. Выполните это упражнение несколько раз, пока не осознаете изменение, а потом просто отдыхайте, перейдя на обычное дыхание и удерживая внимание на правом канале. Удается ли вам почувствовать какую-то степень раскрытия или открытости? Соединяясь с открытостью, постоянно держите спину прямой и сохраняйте положение тела.

Возможно, после такого дыхания вы почувствуете, как что-то изменилось, очистилось и открылось. Когда гнев растворяется, открывается новое пространство. Знакомясь с этим пространством, вы обнаружите, что оно не просто свободно от гнева, но несет в себе качество тепла. Это тепло получается в результате соединения открытого вами пространства и вашего осознания. Осознание открытости, в которой растворяется страх, создает новое пространство для любви, сострадания, радости и спокойствия. И эти позитивные качества обязательно придут. Осознавайте их. Когда вы не забываете осознавать, вы обязательно что-то увидите.»

Йога – это практика для многих восточных теорий. Её используют индуисты и буддисты, а теперь взяли на вооружение и европейские эзотерики. Из Индии к нам пришла привычная хатха-йога. Но ещё в древности в других районах Азии практиковались иные виды практики. Тибетская йога, также называемая янтра-йогой, столетиями преподавалась буддийскими монахами в пещерах.

Тибетская йога движения: корни уходят в древность

Это и есть янтра – движение

Тибетская йога – это буддийская параллель индуистской хатха-йоги. Второе её название – янтра-йога. Слово «янтра» — это, прежде всего, изображения для медитаций наподобие мандалы. Но так же оно значит «движение», потому эту практику восточных монахов называют ещё «тибетская йога дыхания и движения». Она представляет собой комплекс физических и дыхательных упражнений, наподобие хатха-йоги. Но янтра отличается тем, что всё внимание здесь сосредоточивается на движении.

Хатха-йога базируется на статичных асанах. В ней есть динамические крийи и виньясы, но основа, всё-таки, в статике. Тибетская йога дыхания и движения основывается на том, что в упражнении ценно каждое мгновение. Значит, нужно одинаково внимательно относиться к входу в асану, нахождении в ней и к выходу из неё, всем этим этапам уделяется равное количество времени.

В книге «Тибетская йога тела, речи и ума» говорится о том, что янтра была создана в VIII веке. Она содержала комплекс ца лунг, и многие другие упражнения. Всё это могло остаться тайной практикой буддийских лам, но в середине прошлого века Тибет был охвачен войной. Многие учителя оказались в изгнании в Европе. Так янтра, ца лунг и другие практики стали доступны и нам. Сейчас даже можно найти видео, обучающее тибетской йоге.

Хатха и янтра: основные различия двух видов йоги

Тибетская йога дыхания и движения – это комплекс из 108 асан. Цифра немного надуманная, ведь количество упражнений было «подогнано» под число томов в сборнике высказываний Будды. Тем не менее, ламам хватает. Янтра имеет и другие особенности.

Как уже было сказано, главное в этом виде йоги – не статика, а движение. Здесь нет длительного удержания какой-либо асаны. И в его основе упор, скорее, не на позы, а упражнения.

  • Здесь меньше внимания уделяется физическим нагрузкам. Например, упражнения ца лунг гораздо легче, чем сурья намаскар из хатха-йоги. Почти весь тибетский комплекс можно выполнить сидя. В индийской традиции считается, что физические нагрузки помогут нам сконцентрироваться и сосредоточиться. Тибетская йога тела, речи и ума предлагает достичь этой концентрации, используя несложные упражнения и усилие воли;
  • В янтра-йоге не соблюдается принцип симметрии. То есть, сделав упражнение на одну сторону, не нужно повторять его в зеркальной аналогии. Женщины и мужчины выполняют их с разных сторон. Это объясняется тем, что энергия в их телах течёт по-разному;
  • Долгое время тибетская йога тела, речи и ума была доступна только единицам. Поэтому её упражнения овеяны флёром мистицизма. Их часто берут на вооружение модные европейские эзотерики. Вот почему так трудно отделить зёрна от плевел, и разобраться, где древняя традиция, а где – новомодные мистические веяния.

Тибетская йога: показания и противопоказания

Считается, что янтра больше всего подходит активным энергичным людям, которые не могут долго усидеть на месте

Янтра – это вид йоги, который легко освоит даже новичок. По крайней мере, это касается физического аспекта практики. Предполагается, что во время него мы проделываем глубокую духовную работу. Например, внимание здесь нужно концентрировать исключительно волевым усилием. Большое время уделяется медитативным практикам. А во время медитации, как известно, не накачаешь пресс или бицепс.

Поэтому, если вы ожидаете большой физической работы, вам лучше выбрать хатха-йогу, или аштанга-виньяса-йогу. В остальном у тибетской йоги нет противопоказаний. Ей можно заниматься даже дома, используя видео.

Этот вид йоги подходит беременным женщинам, людям с ограниченными физическими возможностями и пожилым. В каждом конкретном случае её упражнения можно адаптировать для нужд практикующего.

Считается, что янтра больше всего подходит активным энергичным людям, которые не могут долго усидеть на месте (или устоять в одной асане). Она снимает накопившееся напряжение. Но при этом вы не устаёте и не тратите сил.

Практикуем ца лунг, или как пустить ветер в энергетические каналы

Раньше ца лунг практиковался только в уединённых тибетских монастырях. Теперь видео этого комплекса можно легко скачать в интернете, или записаться на семинар по этой практике.

Ца лунг значит «ветер течёт в каналах». В ходе этого комплекса упражнений мы учимся управлять дыханием. Энергия в нашем теле здесь называется ветром, отсюда и поэтическое название. Освоив ца лунг, можно изменить свой взгляд на повседневность, уменьшить негативные эмоции и накопить энергию в теле.

В тибетской медицине утверждается, что эти упражнения помогают не только с духовными проблемами, но и с физическими. Если посвятить комплексу ца лунг хотя бы 15 минут в день, можно укрепить сердечно-сосудистую систему, поддержать позвоночник, наладить работу пищеварения и репродуктивной системы. При ежедневном выполнении результаты будут видны через два месяца.

Итак, с утра выпиваем стакан горячей воды и принимаемся за асаны. Ноги нужно сложить по-турецки или в позу лотоса. В начале каждого упражнения делаем вдох, задержку дыхания, выполняем описанное и выдыхаем. Чтобы было понятнее, можно использовать видео.

  1. Наклоны головой. 5 раз резко и неглубоко выполняем их вправо, влево, затем – вперёд и назад. Если у вас проблемы со щитовидной железой или носоглоткой, следует особое внимание уделить этому упражнению;
  2. Положите руку на низ живота. Большим пальцем другой руки резко опишите над головой круг. Повторите для остальных пальцев. Выполняйте чаще, если у вас есть проблемы с позвоночником или сердцем;
  3. Сложите кисти рук на правом колене и вращайте туловищем 5 раз справа налево. Повторите в зеркальном варианте. При необходимости, используйте видео-инструкции. Выполняйте каждый раз, когда чувствуете проблемы с пищеварением;
  4. Скрутитесь 5 раз вправо, затем 5 раз влево. Голова продолжает движение позвоночника. Если вы чувствуете дисбаланс или неуравновешенность, выполняйте чаще;
  5. Обопритесь на кулаки и попытайтесь как бы подпрыгнуть, 5 раз оторвав таз от пола. Это улучшает кровообращение в области половых органов, избавляет от проблем с почками.

Постарайтесь концентрироваться на дыхании и движении — и тогда всё получится, и возможно, вы приблизитесь к состоянию медитации и тибетская йога станет частью вашей жизни!

Тендзин Вангьял Ринпоче - Тибетская йога дыхания и движения: Пробуждение священного тела

TENZIN WANGYAL RINPOCHE

AWAKENING THE SACRED BODY

Tibetan yogas of breath and movement
ТЕНДЗИН ВАНГЬЯЛ РИНПОЧЕ
ТИБЕТСКАЯ ЙОГА ДЫХАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ

Пробуждение священного тела
УДК 615.851.85 ББК 53.59 ТЗЗ

Перевод с английского Ю. Рудаковой

Тендзин Вангьял Ринпоче Тибетская йога дыхания и движения:

Пробуждение священного тела / Перев. с англ. -

М.: ООО Издательство «София», 2013. - 160 с.

ISBN 978-5-399-00255-2
Силе дыхания придавали важное значение духовные учения всех времен и народов. Автор этой книги - видный представитель тибетской традиции бон, Тендзин Вангьял Ринпоче, уже хорошо известный русскому читателю. Он авторитетно и доступно для западного человека объясняет основы, а затем и нюансы двух мощных практик - Девяти очистительных дыханий и Ца-Лунг. Родственные индийской пранаяме и китайскому цигун, эти упражнения действуют на более тонком уровне - уровне ума. Задействуя пять чакр и три энергетических канала, бонские практики помогают нам изменить свое отношение к себе, другим людям и миру и решить проблемы, коренящиеся в шаблонах нашего мышления и поведения, - то есть очень многие. Для овладения этими дыхательными упражнениями не требуется глубокое знание философии буддизма или бон, но в принципе они создавались как вспомогательные духовные практики и будут полезны тем, для кого тибетские учения стали частью жизни.
УДК 615.851.85 ББК 53.59

AWAKENING THE SACRED BODY Copyright © 2011 by Tenzin Wangyal Originally published in 2011 by Hay House Inc. USA

© «София», 2012

ISBN 978-5-399-00255-2

© ООО Издательство «София» , 2012

Содержание

^ AWAKENING THE SACRED BODY 1

ТИБЕТСКАЯ ЙОГА ДЫХАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ДЕВЯТЬ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ДЫХАНИЙ 5

ПЯТЬ ЧАКР И ПЯТЬ УПРАЖНЕНИЙ ЦА-ЛУНГ 22

^ ДЕВЯТЬ ЛУНГОВ: КАРТА ТРАНСФОРМАЦИИ 51

Тендзин Вангьял Ринпоче - известный духовный мастер, имеющий учеников по всему миру. Его уважают за глубину его мудрости, увлекательный стиль преподавания и способность делать древние тибетские учения понятными, доступными и применимыми в жизни западных людей. Основатель и духовный лидер Института Лигминча, некоммерческой организации, созданной для сохранения древних учений, искусств, наук, языка и литературы Тибета и Шанг- Шунга - древнего царства, с которым связывают традицию бон. Постоянно проживает с женой и сыном в Шарлотсвилле (штат Виргиния, США).

Дополнительную информацию о деятельности Тендзина Вангьяла Ринпоче вы можете найти на сайтах:

www . ligmincha . org (США) www . ligmincha . ru (Россия)

Далай-Лама о традиции бон

Бон - это старейшая духовная традиция Тибета. Будучи коренным источником всей тибетской культуры, бон играл существенную роль в формировании уникальности Тибета. Поэтому я часто подчеркивал важность сохранения этой традиции.

Его Святейшество Далай-Лама XIV

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уникальные медитативные практики, о которых расскажет вам эта книга, долгие годы помогали мне жить более полной жизнью, строить добрые отношения с людьми, развивать в себе творческое начало и передавать дальше полученные мною учения исконно тибетской духовной традиции бон.

Эти практики просты, но очень мощны. Их цель-помочь нам обнаружить и отменить наши устоявшиеся и изжитые шаблоны мышления и поведения и открыть для себя свежие спонтанные возможности в моменте «здесь и сейчас».

Всем нам очень важно время от времени критически оценивать свое текущее положение в плане личностного развития, личных и общественных отношений и духовных устремлений. Искренне желая прямо и честно взглянуть на свое положение, мы начинаем лучше понимать себя - и тогда наши ограничения становятся для нас вратами, ведущими к большим возможностям.

В современном обществе люди привыкли полагаться на работу ума. В традиционных тибетских учениях принято считать, что само наше восприятие ума является плодом лунга, или «ветра». В других восточных культурах эту энергию называют праной, ци и ки. Только от ветра -лунга зависит, будет ли ум проницательным и ясным либо сумбурным и беспокойным. Как мы можем получить доступ к ветру? Конечно же, не при помощи концептуального ума, но через прямое, неконцептуальное осознание. Мы получаем доступ к ветру, напрямую связываясь с нашим телом, речью и умом - ив боне, и в буддизме их называют «тремя дверями».

В тибетских духовных традициях конечная цель работы с внутренним ветром - освобождение от страдания, связанного с цикличностью рождения и смерти, или сансары. Но эта практика с успехом применяется и для избавления от менее глобальных, повседневных страданий. Она помогает нам восстановить телесное и душевное здоровье, улучшить личную жизнь и отношения с людьми, избавиться от гнева и других негативных, разрушительных эмоций. Углубляя свое понимание ветра-лг/кга, вы будете учиться более эффективно управлять обстоятельствами своей жизни.

С десяти до двадцати пяти лет я был бонским монахом в Индии. Я безмерно люблю и ценю моих учителей и глубоко чту полученные от них знания. Завершив свое обучение, я стал применять полученные знания в жизни - теперь уже как муж, отец и учитель. Мне было интересно применять их буквально в каждой повседневной ситуации. Благодаря этому моя жизнь была наполнена энергией, которая в конечном счете и вдохновила меня написать для вас эту книгу.

Жизнь всегда дает нам много возможностей для духовной практики. И я очень благодарен разнообразным трудным ситуациям, возникающим в моей жизни. Ведь, когда я встречаюсь с трудностями и применяю к ним свою практику, я могу видеть, что она реально работает. Я знаю еще очень мало, но чувствую, что возможности реализации этих знаний поистине безграничны. В древних учениях очень много ценного, и когда мы научимся правильно применять их, в нашей жизни будут постоянно открываться возможности для творчества.

Я надеюсь, что эта книга направит и поддержит вас в вашем духовном поиске. Благословляю вас на выполнение практик. Пусть полученный опыт обогатит вашу жизнь и поможет вам очиститься от того, что мешает вам, а так- же осознать ваши уникальные дары и явить их миру на благо другим.

Тендзин Вангьял Ринпоче Май 2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга - о личной трансформации: о том, как произвести позитивные перемены в своей жизни, как преобразовать и расширить свое сознание, выходя за ограничения предубеждений и страха. Преодолевая рамки привычных шаблонов мышления и поведения, мы сможем находить новые решения возникающих перед нами задач.

Во многих видах психологической и духовной работы в центре внимания находится зля. Но изменить ум - не так-то просто. Возможно, вы пробовали воздействовать на себя та называемой концептуальной силой - обычно это делается в форме настоятельной рекомендации. Вы убеждаете себя: «Я не должен это делать. Это плохо для меня». Возможно, вы понимаете все причины, по которым что-то для вас является плохим с точки зрения закона, этики, духовности, - но измениться все же не можете. Причина в том, что многие привычные шаблоны лежат глубже, чем доступно нашим благим намерениям, - и этим намерениям просто не хватает мощи для осуществления желаемых перемен.

Но есть нечто доступное нам прямо сейчас, в момент пика нашего беспокойства. Наше беспокойство, наши конфликты и привычки могут служить дверями в другое измерение бытия, в мир ясного и открытого осознания, жизненной энергии и позитивных качеств.

Когда мы озабочены какой-то проблемой, мы думаем о ней как о чем-то внешнем. Мы полностью отделяем ее от себя и просто заключаем, что другому человеку надо измениться. Или, пытаясь решить проблему, мы снова и снова придумываем стратегии и анализируем ситуацию. При этом наши стратегии и действия управляются энергией беспокойства и дискомфорта. Никакое действие, вызванное дискомфортом, не может что-либо разрешить. Оно только усугубит проблему. Настоящее решение возможно лишь тогда, когда действие идет от открытости.

Согласно учению бон, ум по своей природе открыт и ясен. Это то, чем мы являемся на самом фундаментальном уровне. Открытость - источник нашего бытия, и в состоянии открытости мы соединены со всей жизнью. Наш затуманенный взор не видит этого источника, как мы не видим солнца, закрытого облаками. Солнце светит всегда, но иногда «с земли» - то есть при отождествлении себя с проблемами - мы не видим его сияния. Мы привыкли отождествлять себя с проблемами и зацикливаться на них, а уж если решать их, то лишь концептуальным умом. Чтобы непосредственно испытать открытость ума, нам нужно неконцептуальное осознание. Цель этой книги - познакомить вас поближе с силой неконцептуального осознания, чтобы вы смогли осознать внутри себя источник всех позитивных качеств.

Как совершить переход от состояния, когда мы увязли в своих проблемах, к состоянию открытого ума, являющегося источником позитивных качеств? Когда вы хотите изменить что-то в ситуации или в собственном поведении, главное - перенести внимание с истории, которую вы рассказываете себе о происходящем, на внутренний опыт, который вы получаете. Прежде всего нужно обратить внимание на ваше тело и непосредственно почувствовать дискомфорт и беспокойство. Ваша боль - это возможность для трансформации, и даже простое пребывание непосредственно с вашей болью принесет позитивные изменения.

Как это возможно? Обращая внимание на тело, вы можете явно ощутить напряжение и беспокойство, возникающие, когда вы испытываете какие-то трудности. Иногда у вас сокращаются мышцы живота или стискиваются че-’ люсти. Вы можете заметить, что ваше дыхание поверхностно или неритмично. Ваши мысли могут мелькать с невероятной скоростью. Мы отождествляем себя со своей болью, превращая то, что является продуктом временных причин и обстоятельств, в нечто более сильное, чем оно есть на самом деле. И тогда то, чем вы по существу не являетесь, - отождествление с вашей историей и ваша реакция - становится привычным. В бонских писаниях это явление называют кармическим концептуальным телом боли. Такое тело по своей природе не постоянно, не плотно и не устойчиво, однако подобное ограниченное восприятие себя становится са- моотождветвлением, знакомым местом, в котором мы застреваем и проводим слишком большую часть своей жизни.

Структуру нашего кармического концептуального тела боли поддерживает то, что в традиции бон называют «ветром» (тиб. лунг). Можно перенести внимание с ситуации, занимающей ваш ум, на поддерживающий ее ветер. Если вы сделаете это - образно говоря, если вы поймаете ветер своим осознанием, - то сможете им управлять. Устанавливая связь с ветром, вы можете инициировать растворение структуры тела боли. Поймать внутренний ветер - все равно что объездить дикую лошадь, на которой вы затем сможете поскакать в правильном направлении 1 .

Фокусируя ум и тренируя тело и дыхание при помощи специальных техник, мы можем избавиться от привычных схем концептуального ума и в результате напрямую открыть для ребя бытие. Мы можем достичь открытости и в ней найти возможности для роста, которых мы, возможно, желали, но для обретения которых нам не хватало знания.

ние существования фундаментального, всегда присутствующего естественного ума, который ясен и открыт, как чистое небо. Это состояние является естественным для каждого из нас, и путь медитации ведет именно к нему.

Все приведенные в этой книге медитативные практики учат вас, как поймать лошадь ваших привычных шаблонов, перенося бесконцепту- альное внимание на дыхание, и использовать это внимание и дыхание, чтобы направлять внутренний ветер к осознанию вашего естественного ума. Ум по своей природе неподвижен, чист и неизменен. Он также является неиссякаемым источником всего счастья и всех позитивных качеств.

Духовная традиция бон работает с тремя «дверями» к освобождению от страданий - телом, речью и умом. В этой книге мы сосредоточимся на двери тела. Чтобы обрести освобождение через тело, мы должны фокусироваться на удалении ветров, которые поддерживают кармическое концептуальное тело боли, и установлении контакта с тонкими внутренними ветрами неизменного тела сущности, - ветрами, которые поддерживают осознание естественного ума.

Я искренне надеюсь, что-, изучая работу с внутренними ветрами, вы в значительной степени исцелите свою жизнь.

В бонской йогической традиции есть множество методов работы с внутренними ветрами для трансформации эмоций, причиняющих страдание (гнева, привязанности и неведения), в позитивные качества, а смятения - в мудрость. Устанавливая связь с внутренним ветром, мы ловим лошадь обремененного проблемами ума и направляем ее в правильную сторону. Дикую лошадь нашего внутреннего ветра можно приручить!

Обычно, когда к нам приходят мысли, мы осознаём их содержание и то, к чему они относятся. Мысли относятся к явлениям. Мы создаем истории при помощи слов и образов - и реагируем на эти истории чувствами и ощущениями. Или испытываем чувства и ощущения - и создаем истории, чтобы объяснить их или вызываемое ими беспокойство. Но если вместо того, чтобы увлекаться логическим повествованием, вы можете просто осознать то, о чем думаете, тогда можно перенести фокус с содержания и обнаружить ветер - движение, силу, стоящую за мыслями. Когда вы откроете для себя этот ве-. тер и установите контакт с ним, вы можете при помощи особых методов очистить его и открыть пространство естественного ума. Получив же доступ к открытости, вы получите доступ к гораздо большему количеству возможностей.

Важно особо отметить различие между концептуальным умом и природой ума, которую я называю открытым осознанием. Чтобы осознавать, нам не нужно думать. Осознание - это не мышление. Открытое осознание - это призна
ГЛАВА 1

^ ДЕВЯТЬ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ДЫХАНИЙ

Естественный ум человека ясен, открыт, чист и невинен. Того, кто полностью это осознаёт, называют

Тибетская йога дыхания и движения. Пробуждение священного тела. Ринпоче

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Тибетская йога дыхания и движения: Пробуждение священного тела. Ринпоче. Содержание. ОБ АВТОРЕ 6 ПРЕДИСЛОВИЕ 7 ВВЕДЕНИЕ 10 Глава 1. ДЕВЯТЬ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ДЫХАНИЙ Суть практики 16 Инструкции к практике 17 Принципы практики 25 Очищение от трех коренных ядов с помощью трех каналов 31 Результаты практики 57 Глава 2. ПЯТЬ ЧАКР И ПЯТЬ УПРАЖНЕНИЙ ЦА-ЛУНГ Пять упражнений Ца-Лунг 65 Внешние движения Ца-Лунг: краткие инструкции 116 Инструкции для внутренних упражнений Ца-Лунг 119 Инструкции к тайным, упражнениям Ца-Лунг 122 Применение практики в повседневной жизни 124 Глава 3. ДЕВЯТЬ ЛУНГОВ: КАРТА ТРАНСФОРМАЦИИ Когда совершать перемены в жизни 129 Понимание ветра и ума 129 Отелах * 133 Девять лунгов и их влияние на нас 135 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156 ИНТЕРВЬЮ С АВТОРОМ 158 ОБ АВТОРЕ Тендзин Вангьял Ринпоче - известный духовный мастер, имеющий учеников по всему миру. Его уважают за глубину его мудрости, увлекательный стиль преподавания и способность делать древние тибетские учения понятными, доступными и применимыми в жизни западных людей. Основатель и духовный лидер Института Лигминча, некоммерческой организации, созданной для сохранения древних учений, искусств, наук, языка и литературы Тибета и Шанг- Шунга - древнего царства, с которым связывают традицию бон. Постоянно проживает с женой и сыном в Шарлотсвилле (штат Виргиния, США). Далай-Лама о традиции бон Бон - это старейшая духовная традиция Тибета. Будучи коренным источником всей тибетской культуры, бон играл существенную роль в формировании уникальности Тибета. Поэтому я часто подчеркивал важность сохранения этой традиции. Его Святейшество Далай-Лама XIV ПРЕДИСЛОВИЕ Уникальные медитативные практики, о которых расскажет вам эта книга, долгие годы помогали мне жить более полной жизнью, строить добрые отношения с людьми, развивать в себе творческое начало и передавать дальше полученные мною учения исконно тибетской духовной традиции бон. Эти практики просты, но очень мощны. Их цель-помочь нам обнаружить и отменить наши устоявшиеся и изжитые шаблоны мышления и поведения и открыть для себя свежие спонтанные возможности в моменте «здесь и сейчас». Всем нам очень важно время от времени критически оценивать свое текущее положение в плане личностного развития, личных и общественных отношений и духовных устремлений. Искренне желая прямо и честно взглянуть на свое положение, мы начинаем лучше понимать себя - и тогда наши ограничения становятся для нас вратами, ведущими к большим возможностям. В современном обществе люди привыкли полагаться на работу ума. В традиционных тибетских учениях принято считать, что само наше восприятие ума является плодом лунга, или «ветра». В других восточных культурах эту энергию называют праной, ци и ки. Только от ветра-лунга зависит, будет ли ум проницательным и ясным либо сумбурным и беспокойным. Как мы можем получить доступ к ветру? Конечно же, не при помощи концептуального ума, но через прямое, неконцептуальное осознание. Мы получаем доступ к ветру, напрямую связываясь с нашим телом, речью и умом - ив боне, и в буддизме их называют «тремя дверями». В тибетских духовных традициях конечная цель работы с внутренним ветром - освобождение от страдания, связанного с цикличностью рождения и смерти, или сансары. Но эта практика с успехом применяется и для избавления от менее глобальных, повседневных страданий. Она помогает нам восстановить телесное и душевное здоровье, улучшить личную жизнь и отношения с людьми, избавиться от гнева и других негативных, разрушительных эмоций. Углубляя свое понимание ветра-лг/кга, вы будете учиться более эффективно управлять обстоятельствами своей жизни. С десяти до двадцати пяти лет я был бонским монахом в Индии. Я безмерно люблю и ценю моих учителей и глубоко чту полученные от них знания. Завершив свое обучение, я стал применять полученные знания в жизни - теперь уже как муж, отец и учитель. Мне было интересно применять их буквально в каждой повседневной ситуации. Благодаря этому моя жизнь была наполнена энергией, которая в конечном счете и вдохновила меня написать для вас эту книгу. Жизнь всегда дает нам много возможностей для духовной практики. И я очень благодарен разнообразным трудным ситуациям, возникающим в моей жизни. Ведь, когда я встречаюсь с трудностями и применяю к ним свою практику, я могу видеть, что она реально работает. Я знаю еще очень мало, но чувствую, что возможности реализации этих знаний поистине безграничны. В древних учениях очень много ценного, и когда мы научимся правильно применять их, в нашей жизни будут постоянно открываться возможности для творчества. Я надеюсь, что эта книга направит и поддержит вас в вашем духовном поиске. Благословляю вас на выполнение практик. Пусть полученный опыт обогатит вашу жизнь и поможет вам очиститься от того, что мешает вам, а так- же осознать ваши уникальные дары и явить их миру на благо другим. Тендзин Вангьял Ринпоче Май 2010 г. ВВЕДЕНИЕ Эта книга - о личной трансформации: о том, как произвести позитивные перемены в своей жизни, как преобразовать и расширить свое сознание, выходя за ограничения предубеждений и страха. Преодолевая рамки привычных шаблонов мышления и поведения, мы сможем находить новые решения возникающих перед нами задач. Во многих видах психологической и духовной работы в центре внимания находится зля. Но изменить ум - не так-то просто. Возможно, вы пробовали воздействовать на себя та называемой концептуальной силой - обычно это делается в форме настоятельной рекомендации. Вы убеждаете себя: «Я не должен это делать. Это плохо для меня». Возможно, вы понимаете все причины, по которым что-то для вас является плохим с точки зрения закона, этики, духовности, - но измениться все же не можете. Причина в том, что многие привычные шаблоны лежат глубже, чем доступно нашим благим намерениям, - и этим намерениям просто не хватает мощи для осуществления желаемых перемен. Но есть нечто доступное нам прямо сейчас, в момент пика нашего беспокойства. Наше беспокойство, наши конфликты и привычки могут служить дверями в другое измерение бытия, в мир ясного и открытого осознания, жизненной энергии и позитивных качеств. Когда мы озабочены какой-то проблемой, мы думаем о ней как о чем-то внешнем. Мы полностью отделяем ее от себя и просто заключаем, что другому человеку надо измениться. Или, пытаясь решить проблему, мы снова и снова придумываем стратегии и анализируем ситуацию. При этом наши стратегии и действия управляются энергией беспокойства и дискомфорта. Никакое действие, вызванное дискомфортом, не может что-либо разрешить. Оно только усугубит проблему. Настоящее решение возможно лишь тогда, когда действие идет от открытости. Согласно учению бон, ум по своей природе открыт и ясен. Это то, чем мы являемся на самом фундаментальном уровне. Открытость - источник нашего бытия, и в состоянии открытости мы соединены со всей жизнью. Наш затуманенный взор не видит этого источника, как мы не видим солнца, закрытого облаками. Солнце светит всегда, но иногда «с земли» - то есть при отождествлении себя с проблемами - мы не видим его сияния. Мы привыкли отождествлять себя с проблемами и зацикливаться на них, а уж если решать их, то лишь концептуальным умом. Чтобы непосредственно испытать открытость ума, нам нужно неконцептуальное осознание. Цель этой книги - познакомить вас поближе с силой неконцептуального осознания, чтобы вы смогли осознать внутри себя источник всех позитивных качеств. Как совершить переход от состояния, когда мы увязли в своих проблемах, к состоянию открытого ума, являющегося источником позитивных качеств? Когда вы хотите изменить что-то в ситуации или в собственном поведении, главное - перенести внимание с истории, которую вы рассказываете себе о происходящем, на внутренний опыт, который вы получаете. Прежде всего нужно обратить внимание на ваше тело и непосредственно почувствовать дискомфорт и беспокойство. Ваша боль - это возможность для трансформации, и даже простое пребывание непосредственно с вашей болью принесет позитивные изменения. Как это возможно? Обращая внимание на тело, вы можете явно ощутить напряжение и беспокойство, возникающие, когда вы испытываете какие-то трудности. Иногда у вас сокращаются мышцы живота или стискиваются че-’ люсти. Вы можете заметить, что ваше дыхание поверхностно или неритмично. Ваши мысли могут мелькать с невероятной скоростью. Мы отождествляем себя со своей болью, превращая то, что является продуктом временных причин и обстоятельств, в нечто более сильное, чем оно есть на самом деле. И тогда то, чем вы по существу не являетесь, - отождествление с вашей историей и ваша реакция - становится привычным. В бонских писаниях это явление называют кармическим концептуальным телом боли. Такое тело по своей природе не постоянно, не плотно и не устойчиво, однако подобное ограниченное восприятие себя становится са- моотождветвлением, знакомым местом, в котором мы застреваем и проводим слишком большую часть своей жизни. Структуру нашего кармического концептуального тела боли поддерживает то, что в традиции бон называют «ветром» (тиб. лунг). Можно перенести внимание с ситуации, занимающей ваш ум, на поддерживающий ее ветер. Если вы сделаете это - образно говоря, если вы поймаете ветер своим осознанием, - то сможете им управлять. Устанавливая связь с ветром, вы можете инициировать растворение структуры тела боли. Поймать внутренний ветер - все равно что объездить дикую лошадь, на которой вы затем сможете поскакать в правильном направлении. Фокусируя ум и тренируя тело и дыхание при помощи специальных техник, мы можем избавиться от привычных схем концептуального ума и в результате напрямую открыть для ребя бытие. Мы можем достичь открытости и в ней найти возможности для роста, которых мы, возможно, желали, но для обретения которых нам не хватало знания. ние существования фундаментального, всегда присутствующего естественного ума, который ясен и открыт, как чистое небо. Это состояние является естественным для каждого из нас, и путь медитации ведет именно к нему. Все приведенные в этой книге медитативные практики учат вас, как поймать лошадь ваших привычных шаблонов, перенося бесконцепту- альное внимание на дыхание, и использовать это внимание и дыхание, чтобы направлять внутренний ветер к осознанию вашего естественного ума. Ум по своей природе неподвижен, чист и неизменен. Он также является неиссякаемым источником всего счастья и всех позитивных качеств. Духовная традиция бон работает с тремя «дверями» к освобождению от страданий - телом, речью и умом. В этой книге мы сосредоточимся на двери тела. Чтобы обрести освобождение через тело, мы должны фокусироваться на удалении ветров, которые поддерживают кармическое концептуальное тело боли, и установлении контакта с тонкими внутренними ветрами неизменного тела сущности, - ветрами, которые поддерживают осознание естественного ума. Я искренне надеюсь, что-, изучая работу с внутренними ветрами, вы в значительной степени исцелите свою жизнь. В бонской йогической традиции есть множество методов работы с внутренними ветрами для трансформации эмоций, причиняющих страдание (гнева, привязанности и неведения), в позитивные качества, а смятения - в мудрость. Устанавливая связь с внутренним ветром, мы ловим лошадь обремененного проблемами ума и направляем ее в правильную сторону. Дикую лошадь нашего внутреннего ветра можно приручить! Обычно, когда к нам приходят мысли, мы осознаём их содержание и то, к чему

Статьи по теме: