Первый шаг к приключениям. Твой вклад в развитие горных лыж, фрирайда

И тебе ничего не мешает стать счастливым!

Интервью с Анной Ханкевич, российской профессиональной горнолыжницей-фрирайдером и гидом.

Анна Ханкевич — биография

  • На лыжах с 6 лет
  • За плечами горнолыжная секция и
  • Диплом психолога МГУ
  • Работала инструктором по сноуборду и
  • Занималась альпинизмом (взошла на Пик Ленина — 7134 м и другие вершины)
  • Сегодня — гид по горным лыжам и профессиональная спортсменка (горные лыжи) — спонсоры Спортмастер, Volkl, Columbia, Marker
  • Участница и победитель многих российских и международных соревнований, в том числе FWQ :

1 место - Nendaz Freeride 2013
3 место - Chandolin 3* 2013
1 место – Eldorado 4* 2012, 2013
4 место – Hochfugen 4* 2012, 2013
1 место – Sheregirls 2* 2011, 2012
1 место - Freeride Kanin Battle 2* 2011,
4 место – Nendaz Freeride 4*2011
1 место – Mistic Experience 2* 2010

Перед тем, как мы начнем разговор с Аней, посмотрите это видео. Тогда вам будет намного легче понимать, о чем дальше пойдет речь:

Интервью с Анной Ханкевич

Фотографий в самом тексте немного — чтобы мы не отвлекались от серьезного разговора, но, в конце статьи, вас ждет подборка классных фотографий из жизни спортсменки.

Как и когда ты встала на горные лыжи?

Мама, папа и я — горнолыжная семья! И еще бабушка. Поэтому выбора у меня, особенно, не было. Мне было лет шесть, когда меня обули в горнолыжные ботинки, а бабушка стала моим первым инструктором.

Как только мы переехали в Крылатское (холмистый район Москвы с подъемниками), меня тут же определили в горнолыжную школу.

Когда ты поняла, что горные лыжи — это твое?

Я до девятого класса ходила на тренировки и спокойно относилась к лыжам. Кататься мне нравилось, но они меня не волновали, страсти не было. Я посещала спортивную школу просто потому, что так надо было.

По правде говоря, к девятому я катание вообще забросила — надо было заканчивать школу и поступать в университет, все силы были брошены на учебу. И только на втором курсе я вспомнила про горы, и встала… на сноуборд.

Вот тогда-то меня и зацепило серьезно. И произошло это именно на сноуборде — так непередаваемо было бороздить пушистый снег на широкой доске!

И в своих первых российских соревнованиях по фрирайду я участвовала на сноуборде, два года подряд. Только потом я обратила внимание на лыжи.

Почему?

Горнолыжная индустрия пробудилась от спячки и выдала своим поклонникам несколько долгожданных подарков — толстолыжи (широкие лыжи для катания вне трасс) и технологию рокер (помогает лыжам не тонуть в глубоком снегу).

Что такое фрирайд, ведь тебя интересовало это направление, а не катание по трассам?

Верно. По поводу фрирайда: те, кто думает, что фрирайд — это вечное катание по пояс в глубокой целине, пусть посмотрит на YouTube соревнования по фрирайду, например, FreerideWorldTour. Мы-то знаем, что на таких контестах почти никогда не бывает идеального пушистого снега. Вместо него, часто, жесткий или задутый снег, иногда корка, в общем, всякая гадость.

Лично для меня фрирайд — это когда мы с друзьями покидаем трассы. Как только ты вышел за флажки волчатника, остальное — все фрирайд. Можно ползти пешком в гору или уезжать траверсом от подъемника, можно лететь вертолетом или идти ски-туром. Все это фрирайд.

Это и разнообразный рельеф — лес, поля, кулуары. И непредсказуемое состояние снега. Его даже может быть много, но он сырой и тяжелый, и тогда фрирайд будет непростой.

Все это фрирайд, во всем своем многообразии. Поэтому я люблю его.

Нужен ли инструктор для будущего фрирайдера, когда он только встает на лыжи?

Есть примеры, когда люди здорово начинали кататься вне трасс без формального обучения у инструктора или в школе. Я знаю несколько таких примеров, самый яркий из них — Иван Малахов, вы все его знаете. Он никогда, насколько мне известно, не брал уроки, а вместо этого, бесконечно катался вне трасс сам. И, как видите, достиг больших успехов.

Но Иван, скорее, исключение из правил. На мой взгляд, начальное становление техники на трассе под присмотром грамотного инструктора серьезно облегчит дорогу во фрирайд. Его техника будет более точная, более красивая. При таком подходе люди быстрее прогрессируют. При переходе во фрирайд, им остается только адаптировать существующие уже навыки под новые условия катания на диком рельефе, то есть провести тонкую настройку.

Даже если у вас есть талант к лыжам, и вы сможете обойтись без инструктора, путь во фрирайд все равно можно сократить с помощью обучения. Лучше с первых дней развивать свой талант под присмотром инструктора, чем в одиночку нащупывать тропинку в лыжи. Короче, хороший инструктор нужен всегда.

Когда случился переломный момент и ты решила сделать горные лыжи своей профессией?

Сначала с решила связать свою жизнь с горами и сноубордом, а не лыжами. Мысли сбежать из города в горы начали беспокоить меня, когда я еще каталась на сноуборде. И еще, помимо катания, я мечтала много и повсюду путешествовать.

Помню, перебирала в голове разные варианты реализации задуманного, и самым реальным из них был — стать инструктором.

Выучившись на него и поступив на работу в школу сноуборда и горных лыж snowpro.ru, я начала больше путешествовать, что и требовалось доказать. И я начала зарабатывать деньги моим любимым занятием. Так начался мой путь в горы.

Именно возможность зарабатывать, катаясь в горах, дала мне возможность оставить офис. (Надо же, ведь когда-то я работала в офисе!)

А проработав несколько лет инструктором на сноуборде, путешествуя по миру, я начала приходить к тому, что мне хочется чего-то нового и другого. Этим новым и стал переход на лыжи, о котором я уже говорила.

Тогда же я решила, что найду спонсорскую поддержку, чего бы это ни стоило. У меня получилось, я очень рада и благодарна этому, ведь эта помощь дала мне возможность кататься по всему миру и заниматься любимым делом совершенно свободно. В этот период я просто путешествовала и каталась, и почти не беспокоилась, где мне брать средства на жизнь. Моя мечта сбылась!

От чего привычного пришлось отказаться, в связи с переездом в горы? Ведь многие боятся сделать такой шаг в страхе потерять высокую зарплату и другие радости, которые дает работа в офисе.

Лишения действительно были. И самое страшное — это потеря ощущения покоя и стабильности, которые давала жизнь в городе.

А в горах, на тот момент, меня ждала неопределенность. Когда ты не знаешь, когда и сколько денег получишь, и как проживешь следующие несколько месяцев, это достаточно сложно. Особенно, на начальном этапе.

Вот эта неуверенность и непредсказуемость и пугает многих. Но то, что стоит за этими страхами, для меня имеет намного большую ценность. Это свобода делать то, что хочешь, распоряжаться своим временем. Для кого-то пара недель в году в горах достаточно, но только не для меня. Мне надо намного больше, поэтому я готова была рискнуть.

Однако, если вы решите связать свою жизнь с горами, это надо сделать по-взрослому, продуманно. Сначала подготовить почву, а только потом написать заявление об увольнении.

Я так и поступила. Я прошла школу инструкторов и немного поработала. Поняла, что могу этим зарабатывать какие-то деньги, и мне их хватит на пусть и спартанскую жизнь. И только после этого я ушла.

При таком серьезном повороте в жизни, важным является поддержка в твоих настоящих друзей и близких. Моим родителям было непросто согласиться с моим неожиданным решением. Когда я объявила, что я не хочу жить обычной городской жизнью, что мне нужны горы и я хочу путешествовать, они меня не поняли. На какие средства я собираюсь жить?

Кстати, я сама до конца не понимала, что меня ждет впереди, и ничего вразумительного им тогда не сказала, чтобы их успокоить. Но у меня была решимость.

Состоялся серьезный разговор с папой, а он в прошлом — альпинист. Я ему сказала, что хочу также, как он, связать жизнь с горами. Папа ответил, что для него, в те времена, все было проще, ведь спорт финансировался государством в советское время. На что я ему ответила, что я тоже найду тех, кто будет меня спонсировать, а на первое время буду работать инструктором. В итоге, родители меня поддержали и это было облегчением.

Сегодня, спустя время, я могу сказать, что каждый может заниматься любимым делом и зарабатывать прилично на жизнь. Надо только сильно захотеть, все продумать и начать действовать. Без последнего все ваши планы останутся только в планами.

Ты верила в себя тогда?

У меня была другая уверенность: если не получится так, как я задумала, то смогу найти силы пойти другим путем, пусть и с самого начала. Я знала, что если что-то пойдет вкривь, я переживу, это меня не разрушит.

Когда ты стала профессиональным спортсменом-фрирайдером?

Пришел день и захотела попробовать себя в спорте. В детстве я участвовала в различных соревнованиях, но больших побед не добивалась. Я помню, как детский тренер пытался вызвать во мне спортивную злость, но у него ничего не выходило, ведь я не сильно горела лыжами. А тут я прямо почувствовала ее прилив в себе, в больших размерах.

Я ушла в профессиональный спорт, когда мне было 28 лет, что по горнолыжным меркам очень поздно. Многие начинают на 10 лет раньше, а то и больше. Но верой в себя и упорством я быстро набирала нужную форму. И пришла в такую кондицию, что готова была обращаться к спонсорам. Все тот же Иван Малахов рассказал, как правильно это сделать. Спасибо ему за это.

Было это так. На ежегодной горнолыжной выставке “Лыжный Салон” в Москве я рассказала о себе и договорилась о первой помощи — меня согласились обеспечить бесплатным снаряжением. А через два года мы подписали уже серьезный контракт со Спортмастером, и с тех пор они оказывают мне внушительную финансовую поддержку.

Заезд Анны Ханкевич на соревнованиях Freeride World Tour в Nendaz:

Сколько надо кататься/тренироваться, чтобы стать профессиональным спортсменом?

Тут все индивидуально. Играют роль и таланты и упорство. И то, что в тебя заложили с детства родители. В моем случае спортивная школа дала отличную базу для дальнейшего карьерного (горнолыжного) роста — я отлично чувствовала лыжи. Позже, мне оставалась только подогнать технику под владение новым типом лыж и условиям катания вне трасс. Благодаря навыкам, полученным в детстве, у меня это произошло очень быстро.

Есть ли у тебя талант к горным лыжам?

Нет, я знаю себя и таланта к горным лыжам у меня нет. Зато знаю, что есть упорство — если я задаюсь какой-то целью, то часто ее добиваюсь.

Кто твои спонсоры сегодня и чем они тебе помогают?

Спортмастер. Они помогают несколькими брендами: Columbia — одежда; Volkl — горные лыжи; Marker — крепления; Uvex — оптика (маски, очки). И конечно, я получаю реальные деньги. Еще они мне очень доверяют — я сама выбираю куда ехать, в каких мероприятиях участвовать и чем заниматься.

Правильно будет сказать, что ты прорайдер номер 1 среди девушек в России?

Не знаю, первая или нет, но точно знаю, что среди лыжниц у меня самые лучшие условия контракта.

Есть ли какая-то дискриминация по отношению к девушкам, если сравнивать с мужчинами?

Никакого ущемления своих прав я не чувствую. Спонсоры понимают, что у мужчин и женщин разные пределы возможностей, и нас никто не заставляет делать такие трюки, которые мужчины делают на пределе. Просто, мы более аккуратны в катании.

У женщин своя шкала, по которой оценивается класс райдера.

Кстати, не всегда спонсоры оценивают качество катания. Некоторые смотрят на внешние данные и количество поклонников и лайков в инстаграме. И красивая девушка, с очень средними показателями в катании, иногда может получить интересный контракт. Вот как бывает.

Фрирайд — это опасно для здоровья? Я не профессионал, но пара травм есть в арсенале, связанных с фрирайдом.

Фрирайд, на мой взгляд, не опасней футбола. Если здраво подходить к катанию, то со здоровьем все должно быть в норме. Я давно во фрирайде и за это время только однажды сломала пястную кость. Это настолько незначительная травма, что никак не повлияла на распорядок моей жизни тогда.

Не может быть! Я ожидал длинный список ранений, гармонично дополняющий твой образ прорайдера. Очень удивлен. А как же быть со всеми этими травмами, о которых я постоянно слышу и вижу у именитых зарубежных спортсменов?

На Западе среди мужчин большая конкуренция и им приходится часто рисковать, но и они стараются быть осторожными. Потому что серьезная травма может выбить тебя из игры на один-два года, а может и навсегда. Всякое случается, но чтобы райдеры повально лежали в больницах с многочисленными травами — такого нет.

Попадала ли ты в лавины?

И опять тебя разочарую — нет! Чтобы вот так глубоко под лавину — не было. Стараюсь быть осторожной. Когда я чувствую, что снег подо мной может “поехать”, я сразу прикидываю, какие меры предосторожности принять.

Но люди в лавинах гибнут каждый год. И в менее, казалось бы, опасных ситуациях. Недавно в Шерегеше, с его нулевой лавинной опасностью, задохнулся человек, упав в “карман” под елку.

Это типичная ситуация, о таких надо знать. Люди падают в карман вниз головой, и там кричи-не кричи, никто тебя не услышит даже в метре. Снег глушит любые звуки. Упавший начинает барахтаться и еще больше застревает, потому что снег осыпается. В результате, человек задыхается. На YouTube есть примеры, когда друзья чудом спасали людей в таких ситуаций.

Надо учить и применять правила техники безопасности при катании вне трасс, и не рисковать зря. Например, ни в коем случае не кататься одному вне трасс, пока нет опыта.

Есть высказывание “No friends on a powder day (в день паудера лучше без друзей), ты согласна с этим?

В паудер дей лучше с правильным друзьями, я бы так сказала, потому что время в дружной компании хорошо катающихся людей — не с чем не сравнимое удовольствие. Это и веселье, и взаимопонимание, и кайф. Если же друзья еле-еле стоят на лыжах, то это мучение, и я ухожу кататься одна. А что делать.

Твой вклад в развитие горных лыж, фрирайда?

Не так много получается сделать. Работа занимает много времени — съемки, переезды. Регулярно отчитываюсь о работе спонсорам — почти ежедневная работа. Если говорить про какую-то конкретную пользу, то я пишу про технику и тактику ски-тура. Это сегодня новое направление в нашей стране и о нем мало информации. Сейчас я пишу на своем сайте — annakhankevich.com , а раньше я вела блог на ski.ru, там тоже есть полезная информация.
Еще я участвовала в проекте riders . Это приложение, где размещено огромное количество горнолыжных и сноубордических трюков. Мы наполняли раздел о фрирайде.

Как найти спонсоров?

К спонсорам лучше идти с конкретным планом, в котором излагается то, как ты можешь помочь в раскрутке бренда. Я пришла к своим спонсорам с результатами соревнований и съемками в фильме, кажется Ажиотаж, который снимала студия Action Brothers. На тот момент у меня уже были публикации — на risk.ru интервью, было портфолио с хорошими фотографиями.

В чем конкретно заключается работа со спонсорами. Что они от тебя хотят, когда выходят на тебя?

Сами они не будут выходить! Райдеру надо самому выходить на спонсоров.

Дальше, если вы заинтересуете спонсора, вы обсуждаете план действий с учетом их политики продвижения. Для Спортмастера я пишу отчеты о посещениях интересных мест во время катания. Стараюсь попасть в печатную прессу, хотя она и не так широко представлена в горных лыжах, а также делать видео ролики. До последнего времени активно участвовала в соревнованиях, что позволяло мне хорошо светить своими спонсорами на публике. Регулярно транслирую информацию через соцсети: фейсбук, инстраграм, в контакте.

Как читателям стать прорайдерами?

Сегодня, думаю, стать прорайдером несложно. Конкуренция не такая сильная, как на Западе. Надо просто много тренироваться и верить, что у тебя-то точно все получиться. Делая это, вы обязательно станете интересным объектом для спонсоров.

Главное, не терять веру в себя и знать, что самое интересное еще впереди. До встречи в горах.

Фотографии из архива Анны Ханкевич

Аня Ханкевич еще не освоила нашу систему публикации. Так что пока побуду ее "связным" с пользователями сайт:)))

Мистический опыт или как я выиграла Nissan Mistic Xperience 2010

Анна Ханкевич

Пролог

После победного участия в Snowweek в конце января я запланировала поездку в Европу для участия в FWQT. Благодаря моим спонсорам – Halti, я имею не только качественную одежду, но еще и Шенгенскую мультивизу на 90 дней, и с ней путешествие по Европе стало гораздо более реальным. У меня не было зарезервировано никаких гостиниц, не было никаких идей по передвижению от одних соревнований до других… Были только билеты на самолет и двое друзей – Миша Крутянский и Андрей Арсеев, которые к тому времени уже месяц скитались по Европе на своей машине.

FWQT – Freeride World Qualify Tour – серия соревнований по фрирайду, которые проходят по всему миру, и результаты которых суммируются в конце сезона в общий рейтинг. Согласно этому рейтингу лишь несколько райдеров проходят в основной тур FWT. В феврале в календаре соревнований FWQT было семь стартов. Отбрасывая соревнования в Америке и трехзвездочные контесты (на которые бы меня просто не взяли из-за отсутствия рейтинга), я заявилась на три соревнования – Freeride de Flaine во Франции, Stimorol Engadinsnow в Швейцарии и Nissan Mystic Xperience в Италии.

Перерыв между двумя последними был больше недели. Переехав из Швейцарии в Италию, в регион Montеrosa, мы не без проблем (были детские каникулы и всё было занято) устроились в милом дешевом кемпинге в Gressoney Saint Jeant с одной двухспальной кроватью на троих -)

В процессе катания все время высматривали возможные места для проведения соревнований. Но в зоне катания Monterosa этой зимой очень мало снега. Весь разрекламированый freeride paradise представлял собой могул с камнями, даже на маршрутах, требующих спуска по веревке… Мы все же нашли одну интересную на наш взгляд стенку и потренировались на ней. Но выбор трассы стартов нас немало удивил…

Действие первое – Регистрация

Несколько хвалебных слов в адрес организаторов соревнований. Заполнив регистрационную форму на сайте, я получила ответ, что являюсь участником соревнований, хотя на тот момент не имела никаких FWT очков. Также без проблем зарегистрировались Миша и Андрей. Последовала небольшая переписка с вопросом о страховке (я просто выслала номер полиса обязательного медицинского страхования), а также с просьбой оплатить стартовый взнос заранее. Просьбу эту в силу своего раздолбайства и отсутствия банковского европейского счета я выполнить не смогла, но организаторы пошли мне навстречу и разрешили оплатить непосредственно перед соревнованиями.

Стартовый взнос немаленький – 50 евро. Но! За эти деньги ты получаешь:
- прекрасную четкую организацию
- Скипасс на два дня на всю зону катания (а это уже 70 евро)
- ланч на два дня и/или красивый номер в подарок
- мешок с сувенирами от спонсоров.

На старты было запланировано 3 дня – квалификация, финал и запасной день на случай плохой погоды. За несколько дней до заездов приходит вежливое письмо, правда на итальянском, что в связи с плохим прогнозом погоды заезды переносятся на день позже.

19-го февраля вечером в маленьком баре проходит riders meeting. С радостью встречаем Веронику Сорокину, которая приехала из Chamonix.

Огромный плюс Mystic Xperience - в квалификации участвуют абсолютно все, вне зависимости от рейтинга и прошлых заслуг. В финал пройдут 19 лыжников из полусотни, и 5 лыжниц из 13. Шансы конечно выше, чем в Engadin, но...

Оглядываю соперниц. Hanna Fisher – призер во Flaine – крупный специалист по очень крупным дропам, Olivia Benoit - призер в Engadin – мастер по выбору очень сложных линий, пара норвежек…

Вытягиваем стартовые номера – я ровно сотая. Порядок старта в квалификации – сначала лыжники, потом лыжницы. Показывают фотографию стенки – я ничего не вижу в толпе высоких плечистых райдеров-) и организаторы мне высылают на почту фото трассы… Вечером рассматриваем трассу – и очень удивляемся. Мы неоднократно проезжали мимо этой россыпи камней на скалах, думая – вот сюда бы метр снега – и было бы зачетно! В последний снегопад за день до стартов конечно выпало, но жалкие см 15-20.

Утром долго стоим с биноклем и фотоаппаратом. У меня линия находится без проблем. Сверху поле со снегом – единственный нормальный заезд на всей трассе, пару небольших дропчиков с камней по ходу, и затем планирую впрыгнуть в кулуар в нижней гряде скал. Но уже второй проезд разрушил мои планы – лыжник делает дугу на снежной полке перед местом моего отрыва и обнажает россыпь камней. Скрестись среди камней– не вариант! Я в панике! Срочно ищу замену линии – ладно, просто проеду этот небольшой кулуар по прямой, а прыгну с камня ниже выхода из кулуара… Так и произошло. В ходе заезда я выдержала линию, не останавливалась и нигде не заблудилась (хоть это было не просто – сверху не видно ничего).

Итог квалификации - первая Hanna c мега-дропом, с пролетом не меньше, чем у Миши, вторая – француженка c даблдропом в конце, которому предшествовали долгие раздумья со спуском лесенкой. Вот и верь после этого заявлениям судей, что главное – флюидность движения… Вероника проехала ту линию, которую я планировала изначально - она четвертая. Я пятая. Но главное – я прошла в финал!

На вечерней сходке вытягиваем стартовые номера на финальный заезд. Вероника стартует первая среди лыжниц, я – пятая и последняя. Мише повезло – он должен ехать первый среди лыжников. Как выяснилось позднее, организаторы всё перепутали и Миша ехал 17-ым.

Финальную стенку показывают на фото, но не понятно, где старт и где финиш. Судьи несколько раз повторяют, что прогноз погоды не очень хороший, и с вероятностью 50% финал не состоится. Тогда в рейтинг пойдут результаты квалификации. Мише это на руку – он пока шестой, и вечером я слышу от него – «хоть бы не было финала!» Но у меня иная ситуация – я пятая из пяти финалисток, и вне зависимости от проезда ниже не опущусь-) А вот подняться - есть шанс, но для этого надо рисковать. С настроением нереально зажечь в финале я засыпаю…

Действие второе – финал

Но утро разрушает мои мечты. Всю ночь дул сильный ветер и состояние снега на трассе просто отвратительное. С одной стороны все сдуто до льда с камнями, с другой – очень мерзкая ветровая корка, а для разнообразия есть еще парочка сошедших и застывших лавин… Конечно, мои Amplid Teddy Barely Legal очень хороши на расколбасе, но на корке удачнее бы был выбор Amplid Cholesterone с рокером…

При таких снежных условиях рисковать совсем не хочется, доехать бы живой и невредимой до финишных ворот. Выбираю самую спокойную линию в правой части склона с небольшим кулуаром в верхней части и парочкой дропов в нижней. До стартовых ворот надо идти пешком вдоль трассы минут сорок, и моя линия идет параллельно тропе. Во время подъема понимаю, что весь спуск по корке, и что заход на мои дропы не виден из-за большого плоского поля перед ними. Заключительный сюрприз – стартовые ворота расположены таким образом, что на мою линию надо заходить продолжительным траверсом. Я снова в панике… Я всегда старалась выбирать максимально спрямленные траектории без траверсов и переездов поперек склона. Вероника меняет линию и едет по центральной части, но я не могу туда ехать – плохо помню ту часть склона, и даже фото мне не поможет. Ладно, будь что будет, поеду, как и задумывала.

Спрашиваю разрешения у судьи стартовать правее, и ухожу ближе к моей линии. Отсюда стартуют лишь девочки-сноубордистки – самая слабая категория в соревнованиях. Понимаю, что по основному критерию – выбор линии – я проигрываю своим соперницам. Лишь норвежка стартует с той же точки, что и я. У меня есть только одно преимущество – я ведь еду последняя среди лыжниц. Вероника проехала по центру, несколько раз прыгнула, но останавливалась перед прыжками. Hanna отлично проехала верхнюю часть, прыгнув даблдроп. Но потом долго стояла в каменистом кулуаре в нижнем поясе скал. Норвежка едет линию, близкую к моей, очень быстро, но без прыжков. Четвертая - Olivia - стартует и скрывается за перегибом в зоне сплошных скал, если я правильно помню трассу. Я следующая…

Пытаюсь настроиться… Но тут заминка. Француженка никак не выйдет к финишу. Через несколько минут к месту, куда она скрылась, подлетает вертолет и зависает на несколько минут. Я в полном неведении – ведь я стою в стороне от основного старта и не могу ничего слышать. Через 5 минут томительного ожидания расстегиваю клипсы на ботинках, затекли ноги. Через 10 минут, по пятому кругу настроившись и расстроившись, я уже ничего не хочу… наконец слышу «Anna, five seconds» Три, два, один.. Ну всё, вперед!

Как всегда во время заездов, воспоминания сохранись лишь отдельными отрывками – картинками. «Где же этот заезд в кулуар - блин, какой же он узкий – прыгаю из него на лавинный расколбас, лишь бы устоять! А вот и долгожданное поле, надеялась отдохнуть, но корка не дает расслабиться – как уже устали ноги… Заход на первый дроп – он слишком резкий, беру правее – приземлила, быстро левую дугу на второй дроп – побольше бы ходов – на приземе будет корка – устояла! Осталось лишь дотерпеть до финиша».

После финиша долго пытаюсь восстановить дыхание. Потом спрашиваю в рацию Андрея – Ну как?
«Ну…Нормально…Ты что, промахнулась мимо прыжков?»

По его тону понимаю – всё совсем плохо. Ну ладно, четвертое место (исключая травмированную француженку) – это тоже результат…

Начинаю решать, стоит ли дожидаться награждения, ведь мне надо срочно выезжать, завтра в восемь утра самолет из Женевы, а это по другую сторону Альп. Hanna помогает найти попутчиков-щвейцарцев, которые едут в Женеву после награждения. Кстати, объявление результатов происходит прямо на горе, через час после финиша последнего участника.

Happy End

«Объявляем результаты в категории ski women. 4-е место – Вероника Сорокина, 3-е – Anne May Slinning, 2-е – Hanna Fisher. В голове проносится шальная мысль – про меня забыли?!

And the winner is Anna Khankevich!» (у европейцев проблема с правильным произношением моей фамилии, получается Канкевич, первая буква Х им никак не дается-))

Степень моего удивления и радости невозможно описать словами. В эту победу я не могу поверить до сих пор…
Огромное спасибо моим спонсорам Amplid, Halti, интернет магазину Ampshop.ru
А также моим замечательным компаньонам по этой поездке Мише Крутянскому и Андрею Арсееву, без которых эта поездка не состоялась бы.

«Сомневаешься – не делай, делаешь – не сомневайся. Я очень люблю горы, а также ощущение от катания по свежему снегу. Все это дает фрирайд», – говорит победительница Sheregirls-2011 32-летняя Анна Ханкевич. В интервью «Большому спорту» Анна делится некоторыми профессиональными секретами и рассказывает о планах на сезон.

В последние годы наметилась тенденция омоложения состава участников, как в олимпийских видах, так и во фрирайде. Не чувствуете себя неуютно среди молодежи?
Спасибо за «приятное» замечание относительно моего возраста. Однако я не вижу вокруг себя молодежи. К сожалению, в России не появляется новых имен, а особенно в женском фрирайде… За последние три года ни одной молодой и перспективной девушки не появилось на нашей сцене – и это меня очень настораживает и огорчает. Есть пара имен на фристайловой сцене – но им всего года на 3-4 меньше, что не принципиально. (Конечно, есть Аня Орлова, которая вдвое меня моложе – но пока не понятно, насколько успешным будет ее ньюскульное будущее). Более того, в российской сборной по лыжному хаф-пайпу одной спортсменке 41 год. А если говорить про международный фрирайд – то возраст около тридцати самый распространенный. Так что я не выделяюсь среди остальных.
Конечно, когда катаюсь в сноупарке – как правило, меня окружают парни, которые теоретически годятся мне в дети… Но при этом мы общаемся на равных, они меня подбадривают, когда я боюсь прыгнуть с бига. А всех морщинок за маской не видно.

Когда вы решили перейти от сноуборда к лыжам и почему в последних получается лучше?
Переход произошел лет пять назад. Почему у меня лучше получается на лыжах – мне сложно понять самой. Может, есть природная склонность к тому или иному виду спорта.
А может, повлияло то, что на сноуборде я много работала инструктором – это приучает кататься очень аккуратно и неагрессивно.

Фрирайд – довольно опасный вид. Как боретесь со страхом? О чем думаете перед выступлением?
Есть несколько рецептов борьбы со страхом. Но их достаточно сложно выразить в тексте. Обычно я рассказываю и тренирую борьбе со страхом на своих семинарах.
Вот какие мысли меня посещают перед соревнованиями – самые разнообразные. Страха нет, есть крайнее волнение. Оно не связано с опасениями упасть и получить травму, это более сложное чувство. Скорее страх не оправдать собственные ожидания, упасть в своих глазах.

Залог успеха во фрирайде – правильный выбор «трассы». Как можно этому научиться? Доверяете «внутреннему чутью»?
Лучший способ этому учиться – много участвовать в соревнованиях и внимательно анализировать полученный опыт.
Обычно я логически выбираю две линии, продумываю крайне внимательно оба варианта. Ставлю приоритет на одну линию, но вторая тоже вероятна. А уже окончательный выбор делаю интуитивно, временами незадолго до старта. Причем на этот выбор могут повлиять и внешние факторы – например, если половина участниц поехала по приоритетному варианту – я выберу другой. Но, как правило, я остаюсь на основном варианте.
Кстати, отдельная задача – проследовать выбранной линией в процессе заезда, ведь часто она не видна сходу и легко пропустить ключевые элементы, дропы во время движения. Всему этому можно и нужно учиться, но это материал не одной статьи.

Съемки в лыжном видео – это удовольствие, способ прославиться, заработать или что-то еще?
Известность сама по себе мне не нужна. Слава нужна моим спонсорам (Columbia, Volkl, Julbo) – то есть для меня это способ заработать, при этом занимаясь любимым делом – катанием на лыжах. Удовольствие я получаю от конечного результата, когда вижу финальные ролики или посещаю осенние премьеры лыжного видео.

Минувшей зимой вы катались в Приэльбрусье. Потерян ли этот регион для российских фрирайдеров после известных печальных событий? Если ли в России пока не освоенные, но перспективные с вашей точки зрения места для катания?
Приэльбрусье для меня очень важное место, «колыбель Российского фрирайда». Я сама начинала кататься там. И меня очень расстраивает складывающаяся обстановка. Надеюсь, что кризис уже миновал, и дальше всё будет развиваться по более удачному сценарию.
В России много гор и снега! Соответственно, очень много крайне перспективных мест, совершенно не освоенных. Что мешает горнолыжному сервису в России развиваться, я не понимаю. Но сейчас большинство лыжников предпочитают поездки за рубеж, вкладываются в развитие европейского туризма. Очень обидно, но я не в силах изменить ситуацию. И сама собираюсь провести большую часть сезона в Шамони.

Freeride World Tour для вас – это…?
Серия соревнований, в которых я принимаю участие. Пока со средним результатом – в рейтинге прошлого года я на 24ой позиции. Добиться лучшего результата мне помешало только отсутствие времени, ведь из-за большого количества съемок я смогла принять участие только в двух стартах. В итоговый рейтинг идут три лучших результата, а у меня только баллы за два. Если бы я просто приняла участие в одном из Российских этапов FWQ – например, на Домбае – я могла бы быть в первых пятнадцати.
Я поздно стала принимать участие в мировом туре. Два года назад они отменили женский зачет на этапе в Красной поляне – куда я имела гипотетическую возможность попасть по wild card. Соответственно, теперь мне приходится пробиваться через серию отборочных этапов, это более долгий и сложный путь.

Как вы зарабатываете на жизнь? Если ли финансовая отдача от фрирайда?
Мне помогают мои спонсоры. У меня есть бюджет, которого при аккуратном расходовании хватает на некоторые поездки. Также призовые деньги. И иногда я работаю инструктором. Естественно, я не ставлю перед собой задачу заработать, просто иметь возможность побольше времени проводить в горах.

Чтобы совершенствоваться, нужно ставить перед собой цели. Какие они для вас? Какие планы на дальнейшую карьеру?
Мои планы достаточно конкретные. В этом году я хочу больше времени уделить тренировочному процессу. Для этого я собираюсь поехать в Шамони. Нужно достигнуть хорошего рейтинга FWQ – для этого планирую принять участие в нескольких международных стартах.
И, наконец, я мечтаю о съемках в иностранном лыжном проекте, но как осуществить это пока не знаю. Летом планирую принять участие в школе гидов и посетить Южную Америку.

Вы закончили психологический факультет МГУ с красным дипломом. Насколько вы связаны с психологией сейчас? Кем видите себя лет через 20?
Все мои связи с психологией прекратились по окончании университета. У меня была специализация – психофизиология, научные исследования работы мозга. Это очень интересно, но, к сожалению, на заработок младшего научного сотрудника невозможно существовать (по крайней мере, в те годы в России).
Думаю, что через 20 лет моя жизнь будет кардинально иная, но какая именно – пока не могу сказать. Мне интересно пробовать разные жизненные модели, и я надеюсь, что через 20 лет я буду достигать очередные цели в чем-то совершенно ином.

Анна Ханкевич

Дата рождения: 26.09.1979

Анна Ханкевич, по образованию я психолог, с 1986 года катаюсь на лыжах, а с 1999 года - на сноуборде. Активно принимаю участие и часто занимаю первые места в Российских и международных соревнований по фрирайду. В свободное от заездов время воплощаю свои впечатления от соревнований на бумаге, с помощью кисти и красок.

Свою спортивную карьеру фрирайдера начала в сезоне 2009 с участия в соревнованиях Dombay Open (Россия) и Red Bull Powder Kick (Болгария), став второй в обоих стартах. В сезоне 2010 выиграла все Российские соревнования по фрирайду (всего было три старта) и этап Украинского чемпионата. Но главным достижением стала победа на международных соревнованиях по фрирайду серии FWQ - Nissan Mistic Experience (Италия).

Параллельно продолжаю совершенствовать свои навыки в newschool, занимаю уверенную вторую позицию в России среди девушек (Соревнования на Лыжном салоне 2010 - 2ая, Elbrus summer camp contest 2009 - 2ая, Nikita Girlfriends Battle 2008 - 2ая).

Прошлый сезон 2011 я начала с уверенной победы на Sheregirls. Потом я приняла участие в двух этапах FWQ, стала первой на соревнованиях Freeride Battle в Канине (Словения) и третьей на Nendaz Freeride Open в Швейцарии. Моя позиция в мировом рейтинге - 24ая, и результат мог быть лучше. Но мне нравится не только соревноваться, но и участвовать в съемках лыжного видео, поэтому на всё времени не хватает...

Уже три сезона я снимаюсь в команде Action Brothers, которая выпустила фильмы "Ажиотаж" 2009, "Атмосфера" 2010, "Территория Снега" 2011. Во всех фильмах есть мои профайлы. Также в прошлом сезоне я участвовала в съемках лыжного кино "Взгляд" и масштабного теле-проекта Ride The Planet.

С 2004 года я являюсь сертифицированным инструктором Snowpro по сноуборду, а 2008 и по горным лыжам. Периодически провожу занятия в школах, а также мастер-классы и семинары для инструкторов. Со школой Вы можете ознакомиться на сайте: http://snowpro.ru.

Горы для меня всегда были источником вдохновения и восхищения. С малых лет я стремилась в горы, ведь именно здесь познаешь всё величие и красоту мироздания. Лыжи - это один из способов проводить время в горах, в компании близких друзей, получая истинное удовольствие от жизни.

Уже много лет моим Генеральным Спонсором является Спортмастер, который предоставляет одежду Columbia и лыжи Volkl.

В следующих сезонах я планирую выступить на некоторых Российских и международных соревнованиях, а также продолжить съемки в новом фильме от Action Brothers. Кроме того, планируется мое участие в продолжении проекта Ride The Planet.

Познакомиться с моими последними событиями Вы можете на следующих ресурсах:

    По ту сторону хребта Аибга По ту сторону от Красной Поляны, в долине реки Псоу, разделенное на две части рекой-границей между Россией и Абхазией, находится село Аибга....

Статьи по теме: