Эстафетный бег техника и правила соревнований. Одинокова А.О. Методика обучения технике эстафетного бега. Техника эстафетного бега на короткие дистанции

Эстафетный бег — неотъемлемая часть легкоатлетических соревнований. Он улучшает не только физическое воспитание, но и развивает дисциплинированность и умение работать сообща.

Слово «эстафета» с французского языка переводится «курьер, посыльный» и означает объединение командных видов спорта, где участники по цепочке, проходя определенные этапы, передают друг другу эстафетную палочку. Задача команды заключается в первенстве прихода на финиш.

Основой этого вида бега, является правильная передача палочки , без препятствования прохождения дистанции соперникам. Ее подача осуществляется в пределах коридора, определенной прямой, имеющей ограничения в ширине и длине. Категорически запрещается использование каких-либо приспособлений или веществ, способствующих залипанию палочки к руке.

Техника обучения

Техника обучения этому виду спорта ничем не отличается от бега по прямой или по кругу .

Старт бегуна

Старт – это начальная точка дистанции, с которой спортсмен начинает движение. Отличие обычного бега на дистанции от эстафеты, заключается только лишь наличием специальной палочки в руке. Старт бывает двух видов: низкий и высокий.

Низкий старт применяют для того, чтобы набрать наиболее максимальную скорость. Это позиция была заимствована у кенгуру, так как при команде «на старт» или выстреле, спортсмен, сжимая тело как пружину, резко бросается вперед. При этом он опирается на специальный инвентарь – стартовые колодки, которые устанавливаются в самом начале дистанции и используются для упора ноги в момент отталкивания.

Старт разделяется на три последовательных действия :


Отличие низкого старта от высокого состоит в различительных особенностях позиции:

  1. При команде «на старт» одна нога носком ставится к линии старта, а другая отводится назад в положение «на носок», руки при этом опускаются.
  2. Команда «внимание» означает такие манипуляции: тело наклоняется вперед, одну руку выводят вперед, другую – назад. Ноги при этом слегка сгибают.
  3. По команде «марш» начинают бежать.

Эстафетная палочка представляет собой металлический или деревянный цилиндр, длиной 30 см и диаметром 4 см. Передается палочка только из рук в руки, не разрешается ее бросать. При случайном обронении палочки, подбирает ее передающий. Если палочка пронесена без нарушений от старта до финиша, то дистанция считается пройденной.

Зона передачи

Для передачи эстафетной палочки установлена зона передачи в 20 м. То есть она разделена на 10 м от начала одного этапа, и на 10 м до последующего. Спортсмен, принимающий палочку, имеет право разбежаться за 10 м до этой зоны, что позволяет развить наиболее высокие результаты скорости.

Наиболее частой ошибкой в прохождении эстафеты является отклонение от рамок коридора, то есть обозначение дистанции, имеющее ограничение в ширине (4 м) и в длине (100 м).

Прием палочки и финиширование


В приемах передачи эстафетной палочки, как правило, используют два способа: «сверху» и «снизу».

Но передача «сверху-вниз» является более рискованной из-за возможности утери инвентаря. Существует и передача из левой руки в правую. Что имеет ряд преимуществ.

Поскольку в момент подачи скорость получающего гораздо ниже скорости передающего, получающий разбегается за 10 м до точки соприкосновения , что позволяет соблюдать обще командный темп. Этот способ наиболее распространен среди спринтеров. Также используется метод с перекладыванием палочки, то есть заменой левой руки на правую, и способ без перекладывания, который наиболее часто используется.

Финиширование в эстафете ничем не отличается от бега на короткие дистанции. Скорость в конце дистанции довольно сложно сохранить, она обычно снижается на 4-7%. Различают несколько видов:

  • обычным пробеганием;
  • рывком груди вперед;
  • финиширование боком.

При обычном пробегании финиша учитывается время преодоления ноги финишного створа , то есть воображаемой вертикальной стены. Также в некоторых ситуациях спортсмен преодолевает финиш посредством выпячивания груди, что позволяет раньше коснуться финишной ленты.

Еще одним видов окончания бега является прорывание ленточки касанием плеча. Такой метод используется в основном при находжении соперников на одном уровне, что позволяет раньше одержать победу.

Тактика

Тактика во время эстафетного бега заключается в том, что самых сильных спортсменов ставят в начале и в конце забега , так как бегущие в середине эстафеты, устают и постепенно их скорость снижается.

Также здесь учитываются некоторые нюансы, например, какой спринтер лучше проходит стартовый и финишный участки дистанции, а какой показывает максимальный результат на виражах и при передаче эстафеты.

Внимание: Чтобы улучшить показатели бега на дистанции, важно уметь правильно разминаться, дышать.

Различаются три вида тактики бега :

  1. быстрый финиш;
  2. «рваный» бег или фартлек;
  3. лидирование.

Спринтеры, умеющие ускоряться перед финишем, в забеге имеют одну задачу – не отстать от группы лидеров.

Смысл «рваного» бега состоит в том, чтобы соперник просто «выдохся» и начал отставать от группы. Бег, заключается в ускорении с попеременным отдыхом и резким увеличением скорости перед финишем .

При тактике лидирования спортсмен сразу занимает позицию впереди группы. Обычно для этой тактики выбирают членов команды, не обладающих выносливостью, но умеющих развивать высокую скорость.

Полезное видео

Эстафета 4×400 м Девушки

Улучшение

Методика улучшения техники эстафетного бега заключается только в тренировке скорости. Накануне соревнований проводят занятия по бегу по всей дистанции. При разделении этапов важна грамотность в распределении спортсменов.

Так, например, в начале забега ставятся спринтеры, обладающие быстрым стартом, а также не снижающие скорость на поворотах и виражах, в середине – бегуны, умеющие хорошо передавать эстафету и обладающие выносливостью, и в завершении, соответственно, ставится спортсмен, обладающий техникой быстрого финиша. Освоенные техники, в купе с тренировками могут принести отличные результаты для всей команды .

Эстафетный бег: техника, тактика, тренировки

Эстафетный бег 4 ? 100 и 4 ? 200 м осуществляется по отдельным дорожкам, а 4 ? 400 м – по общей дорожке. Первый этап или часть его в соответствии с регламентом и правилами можно пробегать по отдельным дорожкам.

Техника эстафетного бега на короткие дистанции

На первом этапе бег начинается с низкого старта. Бегун держит эстафетную палочку в правой руке, сжимая ее конец тремя или двумя пальцами, а большим и указательным опирается на грунт у стартовой линии (рис. 2.12).

Рис. 2.12. Удерживание эстафетной палочки при низком старте

Бег со старта и по дистанции не отличается от обычного спринта на 100 и 200 м. Сложность заключается в передаче эстафеты на высокой скорости в ограниченной зоне. Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона. Она начинается за 10 м до конца одного этапа и продолжается на 10 м вперед от начала другого. Принимающий эстафету имеет право начать разбег за 10 м до начала зоны передачи. Это позволяет достигнуть большей скорости.

Существует два способа передачи эстафетной палочки.

Передача эстафетной палочки в беге 4 ? 100 м проводится следующим образом. Стартующий на первом этапе держит палочку в правой руке и бежит как можно ближе к бровке. Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой. Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвертый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой.

Другой способ передачи (с перекладыванием бегуном принятой палочки из одной руки в другую) в эстафете 4 ? 100 м менее эффективен.

Спортсмены, бегущие на втором, третьем и четвертом этапах, используют зоны разбега (10 м) и передачи (20 м), чтобы получить эстафету на максимальной скорости и пробежать свой этап с ходу. Для этого бегун, принимающий эстафету, занимает позу, близкую к позе низкого старта. Встав правой ногой у линии, обозначающей начало разбега, он ставит левую ногу вперед, опирается правой рукой о дорожку, а левую отводит вверх и назад. В таком положении спортсмен смотрит назад под левое плечо на приближающегося бегуна (рис. 2.13). Тот с максимальной скоростью подбегает к зоне передачи. Когда до зоны разбега ему остается 9–11 м, бегун второго этапа стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить как можно большую скорость, чтобы за 2–3 м до конца зоны догоняющий его бегун смог передать эстафету.

Рис. 2.13. Положение бегунов, принимающих эстафету, на старте

Расстояние между спортсменами во время передачи (1–1,3 м) равно длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине вытянутой вперед руки бегуна, передающего ее. Расстояние может увеличиваться за счет наклона туловища бегуна, передающего эстафету (рис. 2.14).

Скорость бегунов на этапах спринтерской эстафеты должна быть максимальной, ее нельзя снижать в зонах передачи. Показателем, характеризующим эффективность техники, может служить время прохождения бегуном с эстафетной палочкой 20-метровой зоны передачи. Спринтеры-мужчины высокой квалификации это расстояние преодолевают за 2 секунды и меньше, женщины – за 2,2 секунды и меньше. Следовательно, стартующий бегун должен почти полностью использовать 30-метровое расстояние, чтобы набрать наибольшую скорость. Лучше всего, если скорость спортсменов в момент передачи эстафеты будет одинакова.

Рис. 2.14. Расстояние между бегунами в момент передачи эстафеты

До момента передачи эстафеты у обоих бегунов руки движутся как в спринте. Но как только бегун приближается к принимающему эстафету на расстояние, нужное для передачи, он дает сигнал «хоп». По этому сигналу второй спортсмен, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, выпрямляет левую (для бегунов второго и четвертого этапов) руку с опущенной кистью (отведенный большой палец образует с остальными пальцами угол, открытый книзу). В это мгновение бегун, передающий эстафету, быстро вытягивает правую руку и точным движением снизу вперед и слегка вверх вкладывает палочку в ладонь принимающего.

Еще лучше, если принимающий эстафету отбрасывает руку назад не по сигналу «хоп», а в момент, когда достигает отметки, установленной в процессе тренировки. Разумеется, такой способ требует хорошей согласованности в действиях бегунов.

Для точной передачи эстафеты важно еще в ходе занятий определить момент начала бега принимающего. Для этого на некотором расстоянии перед линией разбега делается отметка. В миг когда спортсмен, передающий эстафету, достигнет этой отметки, принимающий стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить как можно большую скорость.

Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы бегун с эстафетной палочкой догнал принимающего точно у места, намеченного для передачи (за 4–5 м до конца зоны). В процессе тренировки и на прикидках отметка уточняется.

К моменту передачи важно бежать в ногу. Для этого хорошо тренированный бегун на 100 м добивается такого однообразия всех шагов, чтобы почти всегда вбегать в зону передачи в одном и том же месте, одной и той же ногой. Чтобы убедиться в слаженности действий, обоим спортсменам следует пробежать весь этап и зону 2–3 раза. Если шаги не совпадают, то принимающему эстафету нужно приноровиться к шагам другого бегуна.

В эстафетах, где соотношение скорости бега принимающего и передающего бегунов несколько иное (например, 4 ? 200 и 4 ? 400 м), следует делать соответствующие поправки.

В прикидках и соревнованиях в беге на 200 и 400 м нужно определить скорость бега на последних 10 м и на основании этого произвести расчеты. Естественно, чем медленнее бегун заканчивает свою дистанцию, тем меньше должно быть расстояние от контрольной отметки до начала зоны передачи.

Обучение технике эстафетного бега

Обучать технике эстафетного бега имеет смысл после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции. Основная задача состоит в том, чтобы научить спортсменов четко передавать и принимать эстафету при высокой скорости бега.

Ознакомление с техникой эстафетного бега

1. Даются сведения о видах эстафетного бега.

2. Объясняется и показывается техника передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости.

3. Показываются видеозаписи передачи эстафеты сильнейшими бегунами. 4. Объясняется значение расчета и точности движений в передаче эстафеты.

Обучение технике передачи эстафетной палочки

1. Объяснением и демонстрацией необходимо создать представление о способе передачи эстафетной палочки снизу.

2. Передача эстафетной палочки правой и левой рукой, стоя на месте, без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге.

3. Передача эстафетной палочки по сигналу преподавателя при передвижении шагом.

4. То же по сигналу передающего.

5. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом. Контрольную отметку устанавливает тренер.

6. Передача эстафетной палочки при быстром беге по отдельной дорожке.

Упражнения в передаче эстафетной палочки на месте выполняются в парах, двумя шеренгами и по кругу. Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафетную палочку.

Так же упражняются в передаче эстафетной палочки при передвижении шагом и медленным бегом.

Обучение старту бегуна, принимающего эстафету

1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку.

2. Старт на отдельной дорожке на повороте (при выходе на прямую) с опорой на одну руку.

3. Старт на отдельной дорожке на прямой (при входе в вираж).

4. Определение расстояния от начала разбега до контрольной отметки. 5. Старт на отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки.

При обучении старту на дорожке в зоне нужно следить, чтобы принимающий бежал у внешней линии дорожки на втором и четвертом этапах и у внутренней – на третьем.

Переходить к изучению старта, согласованного с бегом передающего, следует только после того, как будет выработан стабильный навык старта и бега по задней стороне дорожки.

Обучение передаче эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне

1. Передача эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне (устанавливаются индивидуальные контрольные отметки для команды по этапам).

2. Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд.

Техника передачи эстафеты изучается и совершенствуется при беге в 1/2–3/4 интенсивности и на максимальной скорости в конце разминки или вскоре после нее.

В основном технику передачи эстафеты совершенствуют парами (связками), которые тренируются на своем месте, то есть в начале или в конце поворота. Вначале занимаются пары бегунов первого-второго и третьего-четвертого этапов. После этого второй бегун совершенствует передачу с третьим. И наконец – все четверо вместе. Разумеется, эта последовательность в связи с задачами может изменяться. Очень важно, чтобы бегун, передавший эстафетную палочку, выходил со своей дорожки только тогда, когда снизит скорость, а участники других команд, принявшие эстафету, пробегут вперед.

Тактика эстафетного бега

Составляя команду, участников эстафеты расставляют по этапам, учитывая следующие обстоятельства. В связи с тем что бегун, стартующий в зоне, всегда бежит медленнее в момент передачи, нежели догоняющий его спортсмен, целесообразно ставить на первый этап слабейшего, на следующий – второго по силам бегуна и т. д. Это позволит передать эстафету при лучшем соотношении скорости обоих бегунов. Вместе с тем учитывается и то, что одни спринтеры умеют и любят бегать со старта, а другие имеют худшие результаты в этом виде бега, но успешно участвуют в эстафете. Нельзя забывать и тех, кто хорошо бегает по повороту и финишной прямой. После того как все кандидаты в команду детально изучены, остается распределить их по этапам и начать тренировку.

Тренировка в эстафетном беге на короткие дистанции – в первую очередь спринтерская подготовка и совершенствование техники передачи эстафеты. Основные условия для этого – постоянство состава эстафетной команды и длительная практика. Тренировка команды включается как органичная часть в спринтерскую тренировку. Она не должна намного увеличивать нагрузку спортсменов. Например, в течение тренировочного занятия спортсмены должны несколько раз пробежать 100 м. Вместо этого лучше провести эстафету 4 ? 100 м. Бег с ускорениями, с ходу и прикидки могут оканчиваться передачей эстафеты. Ускорения можно начинать вместе с приемом эстафеты.

Совершенствование эстафетной техники при беге с максимальной интенсивностью, а также прикидки следует проводить как часть спринтерской тренировки в середине или даже в конце занятий, перед их заключительной частью. Особенно важно почаще пробегать всю дистанцию эстафеты: только при этом достигаются привычность движений и точный расчет контрольных отметок.

Перед соревнованием в конце разминки нужно провести передачу эстафеты в связках. Очень важно при этом установить, если требуется, поправки к расстоянию до контрольных отметок. Это необходимо главным образом при ветре – встречном, попутном.

В процессе тренировок и соревнований постоянный состав эстафетной команды может достигнуть очень большой точности выполнения всех движений. Напротив, плохая передача эстафеты снижает шансы на победу, а потеря эстафетной палочки или нарушение коридора передачи ведет за собой дисквалификацию команды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

Часть вторая. Техника и тактика тхэквондо

Из книги Абсолютная беспощадность... к себе! автора Кочергин Андрей

ТЕХНИКА И ТАКТИКА РАБОТЫ НОГАМИ В РЕАЛЬНОМ БОЮ Техника и тактика работы ногами в реальном бою - довольно общее понятие, под него попадают не только удары ногами, но и позиция, передвижение, баланс, подсечки и т. д. Рекомендации давать очень сложно, все зависит от степени

Из книги Вокруг поплавка автора Балачевцев Максим

Техника и тактика ловли ОбщееТеперь, когда у нас есть все необходимые снасти, мы знаем, что такое прикормка и как ей пользоваться, пора поговорить непосредственно о самой ловле.Я не буду говорить о том, что необходимо брать с собой на тот или иной тип водоема. Об этом вы

Из книги Моя Игра автора Орр Бобби

Тактика Один против одного. Защитник обязан выигрывать поединок с нападающим в девяноста девяти случаях из ста. Под выигрышем я имею в виду то, что нам с вратарем удается помешать нападающему забить гол. Как правило, нападающий идет прямолинейно, держит шайбу перед собой,

Из книги Тай-Цзи цюань. Полное руководство по теории и практике автора Кит Вон Кью

Глава 10. Последовательность действий и тактика боя Техника, тактика и требования к искусному поединку Никогда не следует забывать о том, что все движения тай-цзи цюань имеют боевую направленность.Боевые искусства и спортТрудно перечислить все возможные способы

Из книги Программа дополнительного образования детей «Самбо» автора Головихин Евгений Васильевич

Из книги Книга-оружие «Запрещенные» приемы удушения автора Травников Александр Игоревич

Тактика. Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его

Из книги Бег для всех. Доступная программа тренировок автора Яремчук Евгений

Тактика. Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Глава 4. Техника и тактика защиты от удушающих захватов и приемов Приемы и тактики защиты от удушающих приемов применяются для того, чтобы не допустить выполнение противником захвата, позволяющего ему перейти к выполнению собственно удушения.Задача может быть разделена

Из книги Самооборона и нападение без оружия автора Солоневич Иван

Бег на короткие дистанции: техника, тактика, тренировки Под бегом на короткие дистанции подразумеваются бег на дистанции до 400 м и различные виды эстафеты, включающие этапы спринтерского бега. Бег на 100, 200 и 400 м, эстафеты 4 ? 100 и 4 ? 400 м среди мужчин и для женщин включены в

Из книги автора

Барьерный бег: техника, тактика, тренировки Высота барьеров на коротких дистанциях: у мужчин – 106 см, у женщин – 84 см; на дистанции 400 м: у мужчин – 91,4 см, у женщин – 76 см.Расстояние между барьерами: у мужчин на дистанции 110 м – 9,14 м; у женщин на дистанции 100 м – 8,5 м; на

Из книги автора

Бег на средние дистанции: техника, тактика, тренировки Техника бега на средние дистанцииДля бега на средние дистанции (800 и 1500 м) очень важным является умение изменять технику в условиях наступающего утомления, когда организм наполняется молочной кислотой.Бег на средние

Из книги автора

Бег на длинные дистанции: техника, тактика, тренировки Рост результатов в беге на длинные дистанции до 50–60-х годов прошлого столетия происходил в основном за счет увеличения либо интенсивности, либо объема тренировочных нагрузок или оптимального сочетания обоих

Из книги автора

Глава 4 Школы и стили каратэ (техника, тактика и методики обучения) Нет хороших и плохих стилей, нет хороших и плохих приемов, есть хорошие и плохие исполнители! Девиз подлинных мастеров каратэ Общее число школ и стилей каратэ сегодня не знает никто. То ли их несколько

Из книги автора

Раздел II Техника, тактика и стратегия каратэ Соревнования и связанные с ними победы и поражения не есть истинное будо. Настоящая победа – это победа над самим собой! Морихэй Уэсиба Говоря о технике, тактике и стратегии каратэ, следует всегда помнить, что основу каратэ

Из книги автора

ТАКТИКА Поскольку мы не имеем в виду продолжительных схваток, тактика будет очень упрощенной. Здесь прежде всего важен учет роста противника, его веса и его одежды.Если милиционер имеет дело с противником более высоким, чем он сам, лучше прибегать к низким ударам в живот.

Многие кто бывал на легкоатлетических соревнованиях, не могут дождаться времени проведения эстафет. Обычно назначают её в последний день соревнований или заключительным видом программы. Это самое интересное состязание, на которое стоит прийти и посмотреть. Обычно все трибуны ревут во время эстафеты.

Можно увидеть огромное напряжение всего тренерского состава и болельщиков. Эстафета поднимает командный дух и объединяет команду, которая её бегут. Если вы хоть раз в жизни, даже на уроках физкультуры бегали эстафету, то помните это чувство адреналина и захватывающих эмоций. Спортсменам необходимо сохранять спокойствие и выдержку на протяжении всего своего этапа.

Какие виды эстафет бывают

Главными эстафетными дисциплинами являются 4х100 метров и 4х400 метров, это обычные дистанции на всех проводимых соревнованиях. На любительских состязаниях организаторы сами могут решить, какой вид эстафеты выбрать, это может быть и 4х60 метров, а могут быть этапы 4х800 метров.

Также есть такой вид эстафет как шведская. Заключается она в том, что участники проходят этапы разной протяжённости. Обычно дистанции идут на уменьшение. Есть такая эстафета под названием «шведка», состоит она из таких этапов как 800+400+200+100 метров.

Многие жители города видели уличные эстафеты, которые обычно приурочены к какому-либо празднику. Например, знаменитая майская эстафета, проводимая в честь "9 Мая". На таких состязаниях дистанции зависят от длины улиц и выдумки организаторов.

Какие существуют правила эстафетного бега

Главный момент в эстафете - это передача палочки. Если вдруг спортсмен потерял её, он долженподнять палочку и передать следующему бегуну. Зона передачи палочки составляет 20 метров. Обычно она выделяется белыми линиями. Соревнующимся людям, можно начинать разгон за 10 метров до этого коридора.

На официальных соревнованиях в эстафете 4 по 100 метров участники должны строго бежать по своим дорожкам. В дисциплине 4 по 400 метров нужно придерживаться своей дорожки только первый круг и 100 метров (первый вираж) второго этапа эстафеты.

Необходимо выполнять строгие правила:

  1. Нельзя переходить на чужую дорожку, в случае невыполнения вся команда дисквалифицируется;
  2. Спортсменам ни в коем случае нельзя помогать друг другу. Например, если у принимающего человека упала палочка, то только он может её поднять;
  3. Атлету, которые уже пробежал дистанцию нельзя покидать свою дорожку, пока не освободятся все остальные.

Техника эстафетного бега

Тренеры начинают обучать участников эстафеты с азов, т. е. с техники передачи эстафетной палочки. Есть два вариант:

  1. Во время прохождения дистанции спортсмен может переложить палочку в руку, которая ему удобней;
  2. Палочка остаётся в той руке, в которой её передали. Обычно такой вид используется в коротких эстафетах, чтобы не терять сокровенные доли секунд.

Также спортсменам нужно чётко знать места, с которого необходимо начать разгон. Проходит не одна тренировка, чтобы чётко отработать этот момент.

Во время дистанции спортсмен первого этапа вытягивает руку уже на середине, и при помощи голоса предупреждает следующего о передаче палочки. У другого спортсмена должна быть отведена руки назад и положение кисти, необходимо держать таким: большой палец направлен к бедру, а вся кисть - вниз. Тогда первый сможет без проблем вложить палочку в руку второму.

Ещё спортсмены должны учитывать очень важный момент как скорость передачи. Её необходимо сохранять примерно равной у обоих передающих в зоне передачи палочки.

Для тренера важно правильно подобрать участников эстафеты. Необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Личные рекорды на конкретно этой дистанции;
  2. Правильная согласованность всех бегунов;
  3. Выполнение идеальной техники при передаче палочки;
  4. Командный дух всех участников.

Когда все спортсмены чувствуют, какая огромная ответственность на них лежит, и каждый старается помочь другому, только тогда приходят победы.

Видео: Техника эстафетного бега

Эстафетный бег - это командный вид легкой атлетики. Различают следующие виды эстафет: а) по беговой дорожке; б) кольцевые по городу (старт и финиш в одном месте); в) звездные по городу (старт в разных местах, финиш в одном месте для всех команд).

По составу участников эстафеты бывают: детские, юношеские, мужские, женские, смешанные и комбинированные. Классические эстафеты - 4 х 100 и 4 х 400 м - проводятся на беговой дорожке как для мужчин, так и для женщин. Кроме того, выделяют эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов (например, 10 х 1000 м), а также «шведские» эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке).

Эстафетная палочка представляет собой цельную гладкую полую трубку, круглую в сечении, сделанную из дерева, металла или другого твердого материала. Согласно правилам проведения соревнований, эстафетная палочка должна иметь вес не менее 50 г, длину 28-30 см и длину в окружности 12-13 см. Ее передача осуществляется только в зоне, равной 20 м (по 10 м в каждую сторону от начала этапа); при этом запрещается какая-либо помощь одного бегуна другому (подталкивание и т.п.). Спортсмен, закончивший этап, может сойти с дорожки лишь в том случае, если убедился, что не помешает остальным бегунам. В случае утери палочки во время бега ее можно поднять и продолжать бег дальше. Если же палочка утеряна при передаче, ее может поднять только передающий бегун.

Наиболее сложной из всех видов является эстафета 4 х 100 м, так как передача эстафетной палочки в ней происходит на максимальной скорости. Правила соревнований разрешают спортсмену, принимающему эстафету, начинать бег за 10 м до зоны передачи. Это позволяет бегуну раньше достигнуть максимальной скорости и выполнить передачу в середине зоны, с меньшим риском нарушить правила. Поэтому на каждом этапе спортсмен начинает разгон в тот момент, когда передающий достигает контрольной отметки, расположенной примерно в 7-8 м от места старта принимающего бегуна. Чтобы осуществить такую передачу, оба бегуна, передающий и принимающий, должны иметь одинаковую скорость в зоне передачи и произвести ее в тот момент, когда они находятся на расстоянии 1,5 м друг от друга. С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на первом этапе 110 м, на втором - 130 м, на третьем - 130 м, на четвертом - 120 м.

Существует два способа передачи эстафетной палочки: снизу-вверх (рис. 2.10, а) и сверху-вниз (рис. 2.10, б). При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отгибается в сторону от ладони, четыре пальца сомкнуты, плоскость ладони смотрит вниз-назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу- вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть. Во втором способе рука отводится также назад чуть в сторону и несколько выше, при этом ладонь смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху-вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.

Рис. 2.10.

Эстафетный бег может осуществляться:

  • 1) без перекладывания эстафетной палочки;
  • 2) с перекладыванием эстафетной палочки.

Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.

Рассмотрим технику эстафетного бега 4x100 м. На нервом этапе бегун стартует с низкого старта в вираж. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии (рис. 2.11). Для того чтобы бегун первого этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку партнера. Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольной отметки, принимающий бегун начинает стартовый разгон. В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, лучше по краям беговой дорожки, в зависимости от руки, осуществляющей передачу. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за два беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, продолжает быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегаиия зоны передачи другими командами он покидает дорожку.


Рис. 2.11.

Бегун второго этапа (рис. 2.12) несет эстафетную палочку в левой руке и осуществляет передачу бегуну третьего этапа в правую руку. На третьем этапе бегун бежит по виражу, как можно ближе к бровке, и передает эстафету четвертому участнику команды из правой руки в левую. Данный порядок передачи эстафеты является наиболее совершенным и применяется всеми сильнейшими командами. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.


Рис. 2.12.

В других видах эстафетного бега передача всегда осуществляется из левой руки в правую. Спортсмен, принявший палочку, сразу перекладывает ее в левую руку. В эстафетном беге 4 х 400 м и во всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Действия бегуна, принимающего палочку, зависят от того, с какой скоростью его товарищ по команде заканчивает свой этап. Если эта скорость заранее известна, пользуются контрольной отметкой. В том случае, если к месту передачи приближается группа бегунов, и их скорость возрастает или снижается, следует начинать бег в зависимости от обстановки, не допуская наталкивания передающего бегуна или исключая преждевременное начало бега. Бегуны второго этапа в эстафете 4 х 400 м осуществляют переход на общую дорожку после того, как пересекли линию первого виража. Бегуны третьего и четвертого этапов должны быть расставлены под руководством судьи в том порядке, какой занимают их члены команды после пробегания 200 м. После пробегания этой отметки не разрешается менять расположение спортсменов в зоне передачи.

При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки или, опустив голову, смотрит назад иод неопорной рукой. Очень важный элемент техники в момент передачи - бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т.е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи. Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна (рис. 2.13). Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние сокращается, то возможен обгон передающим бегуном принимающего, и, наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

  • показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;
  • надежность передачи эстафетной палочки;
  • согласованность действий партнеров команды;
  • целостность единого коллектива.

Рис. 2.13.

При составлении команды обычно стремятся расставить спортсменов так: слабейший бегун - на первом этапе, следующий по силам - на втором и т.д. Однако имеется ряд обстоятельств, которые наменяют это правило. В эстафете 4 х 100 м нужно учитывать, что отдельные спортсмены значительно хуже бегут по виражу, чем по прямой. Умение быстро стартовать, четко принимать и передавать палочку также может изменить место участника в команде. В эстафете 4 х 100 м и на более длинных дистанциях часто приходится учитывать тактические замыслы противников и в зависимости от этого распределять участников по этапам.

Обучение технике эстафетного бега

Основные задачи обучения:

  • ознакомить с техникой эстафетного бега;
  • научить технике:
    • - передачи эстафетной палочки на месте и в ходьбе,
    • - передачи эстафетной палочки в медленном беге,
    • - старта бегуна, принимающего эстафету;
  • научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости в 20-метровой зоне;
  • совершенствовать технику эстафетного бега по «связкам» парами, всю эстафету в целом.
07 марта 2017 Просмотров: 2661

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «МАНЕЖ»

методическая разработка на тему:

«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЭСТАФЕТНОГО БЕГА»

Методическую разработку разработал
тренер-преподаватель по легкой атлетике
СПб ГБОУ ДОД ДЮСШ «Манеж»
ОДИНОКОВА АННА ОЛЕГОВНА

Санкт-Петербург
2017 год


Введение

Методика обучения технике эстафетного бега

Расчет расстояния до контрольной отметки

Примерный план обучения технике эстафетного бега

Список литературы


Введение

Эстафетный бег является командным видом легкой атлетики и имеет много разновидностей. Успех в эстафете зависит от многих причин, но одна из главных - умение передавать и принимать эстафетную палочку на высокой скорости в ограниченной зоне передачи.

Эстафета – программа соревнований в отдельных видах спорта, где спортсмен выступает только на своем этапе и вручает эстафету в зоне передачи представителю своей команды.

Техника бега по дистанции в эстафетах ничем не отличается от обычного бега по прямой и виражу. Обучение технике эстафетного бега целесообразно начинать после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции, отработано умение выполнять высокий и низкий старт на повороте.

Обучение технике эстафетного бега проводится в определенной последовательности, согласно поставленным задачам.



Методика обучения технике эстафетного бега

Задача 1. Ознакомить с техникой эстафетного бега.

Создание представления о технике передачи эстафеты начинается с рассказа о видах эстафетного бега, объяснения и показа техники передачи эстафетной палочки способами «снизу» и «сверху» в 20-метровой зоне на высокой скорости. Затем необходимо объяснить основные правила проведения эстафетного бега и значение точности, слаженности движений в передаче эстафеты для достижения высокого результата.

Задача 2. Научить технике передачи эстафетной палочки. Обучение передачи эстафетной палочки проводится в парах - вначале на месте, затем в ходьбе и в беге с небольшой скоростью вне зоны передачи. С этой целью занимающихся строят в две разомкнутые шеренги на расстоянии 1-2 м друг от друга, уступами вправо или влево, в зависимости от того, какой рукой передается эстафетная палочка. По команде преподавателя стоящие в первой шеренге принимающие отводят выпрямленную левую (правую) руку назад, а стоящие во второй шеренге передающие, с небольшой паузой после команды, передают палочку (рис. 1).

Рис. 1. Передача эстафетной палочки в шеренгах на месте

Затем обучающиеся поворачиваются кругом и производят передачу, поменявшись ролями. Когда отрабатывается передача левой рукой в правую (а такое упражнение необходимо для спринтерской эстафеты 4 ? 100 м), занимающиеся передающей шеренги смещаются на полшага в правую сторону.

После усвоения занимающимися этих движений передача палочки производится, имитируя работу руками в беге: принимающий по команде преподавателя отводит руку с хорошей фиксацией кисти для приема палочки, а передающий с паузой, после готовности принимающего, вкладывает по команде в нее эстафетную палочку (рис. 2).

Рис. 2. Передача эстафетной палочки в беге

В начале выполнения всех упражнений команду подает преподаватель, позже - передающий эстафетную палочку. На этом этапе обучения необходимо следить, чтобы принимающие палочку не поворачивали головы в момент передачи эстафеты, контролировали положение руки и ход передачи, не бежали с отведенной назад рукой, а передающие палочку чтобы не торопились, выдерживали паузу, не вытягивали руку с эстафетной палочкой до команды или одновременно с ней.

При появлении этих ошибок следует указать на них и разъяснить, как правильно выполнить какой-либо элемент техники передачи.

Задача 3. Научить технике старта на этапах эстафетного бега.

Для овладения техникой старта необходимо научить занимающихся принимать старт из положения с опорой на одну руку на прямой, затем на повороте перед выходом на прямую и на прямой при входе в поворот (рис. 3).

Рис. 3. Стартовые положения принимающего эстафету бегуна

Стартующий ставит левую ногу вперед и опирается правой рукой о дорожку, левая рука отведена вверх - назад. Опустив голову вниз, бегун смотрит за подходом передающего партнера к контрольной отметке.

Необходимо следить за тем, чтобы принимающий бежал по внешней линии дорожки на 2-м и 4-м этапах и по внутренней - на 3-м этапе.

При обучении низкому старту с эстафетной палочкой целесообразно повторить технику старта на повороте, а затем приступить к освоению двигательного действия.

Стартующий держит палочку мизинцем и безымянным пальцем за нижний конец. Руку необходимо ставить у стартовой линии, опираясь о дорожку большим пальцем - с одной стороны, указательным и средним пальцами - с другой. После отрыва руки от дорожки эстафетную палочку нужно держать всеми пальцами.

Когда занимающиеся освоят технику старта на этапах и бег по заданным дорожкам, тогда можно переходить к обучению старта с наблюдением за партнером и пользованием контрольной отметкой.

Для каждой пары занимающихся контрольная отметка подбирается индивидуально, с учетом скорости, которую может иметь передающий к концу дистанции, а также способности принимающего быстро стартовать. Это расстояние соответствует 8-11м и подбирается путем многократных пробежек.

Для выявления величины форы можно использовать таблицу 4 (по Л.С. Хоменкову), в которой учтены результаты спортсменов на 26 м со старта и на 25 м с ходу. Примерный план обучения технике эстафетного бега показан в таблице 5.


Таблица 4
Расчет расстояния до контрольной отметки (по Л. С. Хоменкову)

Время принимающего бегуна на стартовых 26 м (с)

Время передающего бегуна на последних 25 м (с)


Таблица 5
Примерный план обучения технике эстафетного бега

Задача

Средство

Организационно-методическое мероприятие

Типичная ошибка

Причина

Исправление

1. Ознакомить с особенностями бега каждого занимающегося и создать правильное представление о технике бега на короткие дистанции

1. Повторные пробегания отрезков с невысокой и средней скоростью
(60–100 м)

2. Объяснение особенностей техники бега, ее демонстрация

Выявить индивидуальную манеру бега по дистанции и зафиксировать повторяющиеся недостатки. Просмотр кинокольцовок, кино-грамм, видео-фильмов, фотографий, рисунков

В пробных бегах ученик может продемонстрировать несвойственную ему манеру бега

Желание пробежать лучше. Недостаточное количество пробежек

Определить тот момент, когда обучаемый демонстрирует свою манеру бега

2. Обучить технике бега по прямой дистанции

1. Объяснение и показ техники бега по прямой

Показывает преподаватель или наиболее подготовленный ученик

Излишняя напряженность, скованность, отсутствие свободы движений

Неправильное представление о технике бега Стремление бежать с максимальной скоростью

Снизить скорость бега.

Дать установку на естественный, быстрый бег

2. Повторные пробежки отрезков
40–80 м с невысокой скоростью

Ознакомиться с особенностями бега каждого занимающегося

Чрезмерный наклон туловища

Наклон головы вперед

Поднять выше голову и смотреть вперед на
10-15м

3. Бег c ускорением

40-60 м

Следить за свободой движений. Ногу ставить на дорожку с передней части стопы

Наклон туловища назад

Недостаточно активное отталкивание от грунта. Высоко поднята или откинута голова. Стопы ног развернуты

Опустить ниже голову. Смотреть вперед, а не вверх

4. Бег с высоким подниманием коленей, семенящий бег, бег с забрасыванием голени назад, бег прыжковыми шагами на отрезках 30-40 м

Бедро поднимать до горизонтального положения. Туловище не отклонять назад.

Отталкиваться под острым углом (вперед)

Большие боковые и вертикальные колебания

Отталкивание направлено не вперед, а вверх

Бег по линии беговой дорожки.

Акцент на движение бедра вперед

5. Имитация движения руками на месте (как во время бега)

Движения выполнять свободно по большой амплитуде

Напряженность в работе рук

Пальцы сильно сжаты в кулак

Контролировать положение кистей рук

3. Обучить технике бега по повороту

1. Объяснение и показ особенностей техники бега по повороту

Обратить внимание занимающихся на отличие бега по повороту от бега по прямой, на наклон туловища

Вместо наклона всего туловища обучающиеся наклоняют влево только голову или сгибаются в пояснице

Непонимание сущности бега по виражу

Указать на конкретную ошибку

2. Имитация движения руками на месте, как при беге по повороту

Левая рука движется вперед-назад, ее локоть прижимается к туловищу, а правая рука движется больше поперек туловища с отведенным вправо локтем

Неправильная работа рук (как при беге по прямой)

Неправильное представление о работе рук на повороте

Имитация движения руками на месте

3. Бег по повороту беговой дорожки
(50-60 м) с различной скоростью, затем бег по кругу различного радиуса (20–10 м)

Выполнять на дорожках с большим радиусом поворотов (5-8-я дорожки)

На повороте бегун выставляет левое плечо, а не грудь, и его разворачивает вправо

Недостаточно отводится вправо локоть правой руки

Увеличить отведение локтя правой руки вправо при ее движении вправо

4. Бег с ускорением по прямой с выходом в поворот

Следить за плавным входом в поворот

На вираже бегуна выбрасывает вправо на соседнюю дорожку

Недостаточный наклон туловища вперед - влево

Увеличить наклон туловища влево, усилить задний толчок правой ноги

5. Бег с ускорением по повороту с выходом на прямую

Перейти на свободный бег после выхода на прямую

Нога на дорожку ставится с пятки, слабо развиты мышцы, принимающие участие в отталкивании

4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона

1. Рассказ об основных вариантах низкого старта и расстановке колодок

При обычном варианте низкого старта переднюю колодку устанавливать на расстоянии - 1,5 стопы от стартовой линии, а заднюю - на длину голени от передней колодки

Недостаточный упор подошвы стопы в заднюю колодку

Колодки касается только носок

Переставить колено

Изменитъ угол наклона колодки

2. Самостоятельная установка стартовых колодок занимающимися

Опорная площадка передней колодки должна иметь угол наклона 40-50°, а задняя -
60-80°. Расстояние между осями колодок
18-20 см

Широкая расстановка рук и сгибание в локтевых суставах

Неправильное представление о технике старта

Руки выпрямить, вытянуть вперед параллельно друг другу

3. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!»

Голову держать прямо по отношению к туловищу. По команде «Внимание!» плавно поднять таз несколько выше уровня плеч, слегка выпрямить ноги, рационально распределить вес тела на ноги и руки

Слишком большой прогиб спины

Голова закинута назад

Голову опустить вниз, взгляд направить на
1 м вперед

4. Самостоятельное выполнение занимающимися команд «На старт!», затем «Внимание!», и провести начало бега без сигнала

Следить, чтобы занимающиеся выбегали, а не выпрыгивали со старта

Слишком глубокий след, проекция плеч далеко от стартовой линии

Бегун сидит, излишне отклонив туловище назад

Отработать правильное положение перед зеркалом

5. Начало бега по сигналу, подаваемому через разные промежутки времени после команды «Внимание!»

Не допускать фальстартов. Плавно выпрямлять туловище

Таз поднят очень высоко, ноги почти выпрямлены

Неправильное представление о технике низкого старта

Опустить таз, ноги согнуть, отработать положение перед зеркалом

6. Показ и объяснение установки стартовых колодок на вираже

Стартовые колодки располагаются у наружного края дорожки

Бегун слишком сильно опирается на руки, плечи выдвинуты вперед

Центр тяжести тела подан далеко вперед

Таз приподнять, плечи отвести назад до проекции

7. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!» и выбегание с низкого старта на повороте самостоятельно и по команде

Стартовые ускорения совершать с выходом к бровке по прямой, с последующим наклоном туловища к центру поворота

Обе руки отводятся одновременно назад. Быстрое выпрямление туловища на первых шагах разгона

Сильный толчок руками от дорожки Резкий подъем головы вверх, боязнь упасть

Выполнять короткие и быстрые движения руками. Выбегание со старта с ограничением подъема тела рейкой, которую держит преподаватель

1. Объяснение значения и показ техники финиширования

Ознакомить с основными способами финиширования грудью и плечом

Прыжок на финишный створ

Неправильное представление о технике финиширования

Пробегать на полной скорости линию финиша без специальных бросков и прыжков, сохраняя наклон туловища

2. Наклон туловища вперед с отведением рук назад в ходьбе при медленном и быстром беге

Преждевременный наклон туловища

Выхлестывание голени вперед, отклонение туловища назад

Преждевременное окончание бега

То же

3. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч в ходьбе при медленном и быстром беге

На последнем шаге, выполняя наклон, повернуть туловище вправо или влево

Подбор ноги для броска

Раннее финиширование

То же

4. Финиширование на максимальной скорости любым способом

Активно пробегать финишный створ

Чрезмерный наклон туловища и падение

Потеря равновесия

То же

6. Обучить технике бега с учетом индивидуальных особенностей занимающихся

1. Использование всех специальных упражнений, указанных выше для исправления индивидуальных ошибок

Творчески подходить к их применению в соответствии с физической подготовленностью, следить за сохранением частоты и длины беговых шагов и свободы движений

Излишняя напряженность, закрепощенность

Скорость пробегания неадекватна технике выполнения движений

Снизить скорость пробегания отрезков

По мере освоения движений и правильного их исполнения следует постепенно увеличить скорость бега до максимального.

Задача 4. Научить технике передачи эстафетной палочки на максимальной скорости в 20-метровой зоне.

Основным средством для решения этой задачи будет многократное пробегание в зоне, передавая эстафету с постепенно увеличивающейся скоростью.

Расстояние до контрольной отметки уточняется в процессе этих пробежек, передача выполняется как на прямой, так и на входе и выходе с виража. Эстафета передается во второй половине зоны передачи на максимальной скорости с соблюдением правил соревнований.

В других видах эстафетного бега передача эстафетной палочки легче, так как скорость бега участников ниже. Принимающий эстафету должен соизмерять скорость своего бега со скоростью партнера на последних 10 м дистанции, от этого зависит начало принятия эстафетной палочки. Если скорость передающего низкая и продолжает снижаться, то целесообразно принимать эстафету в начале зоны передачи, а если передающим сохраняется оптимальная скорость бега, то прием производится во второй половине зоны передачи.

Задача 5. Обучение технике эстафетного бега в целом и ее совершенствование.

Слаженность при передаче эстафетной палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высокого результата эстафетной команды.

При отличной технике передачи эстафетной палочки конечный результат может быть на 2,5-3 с выше, чем сумма лучших результатов всех участников команды в беге на 100 м. При составлении команды для эстафетного бега 4 ? 100 м необходимо учитывать следующие особенности: на первом и четвертом этапах бегуны пробегают по 110 м, а на втором и третьем этапах бегуны пробегают по 120 м.

Поэтому на первый этап следует ставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту.

На втором этапе должен стоять бегун с высоким уровнем специальной выносливости и хорошей техникой приема и передачи эстафетной палочки.

Участник третьего этапа, помимо названных качеств, должен хорошо бежать по повороту.

На четвертый этап желательно поставить бегуна быстрого, эмоционального и имеющего лучший результат в беге на 100 м с ходу.

При совершенствовании техники эстафетного бега важно частое пробегание всей дистанции эстафеты с максимальной интенсивностью, так как только при этом целостном действии достигается привычность движений и точный расчет контрольных отметок.


Список литературы

1. Аракелян Е.Е., Манжуев С.Х., Бражник И.И. Использование тренажера "облегчающая подвеска" в системе подготовки спринтеров высокой квалификации: Метод.реком. для слушат. высш. шк. тренеров. - М.: ГЦОЛИФК, 1989, 19 с.

2. Калинский М.И., Курский М.Д., Осипенко А.А. Биохимические механизмы адаптации при мышечной деятельности. - К.: Вища школа, 1986, 23 с.

3. Левченко А.В. Специальная силовая подготовка бегунов на короткие дистанции в годичном цикле: Автореф. дис...канд.

4. Легкая атлетика: Учебн. для ин-тов физ. культ. /под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ФиС, 1989, 671 с.

5. Панин Л.Е. Биомеханические механизмы стресса. - Новосибирск: Наука, - 1983, 233 с.

6. Селуянов В.Н. с. соавт. Теория и практика дидактики развивающего обучения в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1996, 105 с.

7. Селуянов В.Н., Тураев В.Т. Вклад медленных мышечных волокон в мощность, развиваемую в спринтерском беге. // Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 43-45.

8. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб.пос. для ин-тов и техн. физ. культ. - М.: ФиС, 1987, 128 с.

Статьи по теме: