Описание катания на коньках. Фигурное катание: элементы. Описание, название, фото. Парный и одиночный разряд


Фигурное катание наверное самый красивый и завораживающий вид спорта зимней олимпийской программы. В мире очень много поклонников фигурного катания. История фигурного катания очень давняя, но ее стоит знать всем поклонникам этого вида спорта.

Charles Edouard Boutibonne (1816-1897)

Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания. Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки, по всей видимости, изготавливались из фаланги передних ног лошадей. Подобные костяные коньки были найдены при археологических раскопках на территории многих стран Европы. Конечно, обладатели костяных коньков не могли заложить основы будущего фигурного катания. Для этого должны были появиться совсем другие коньки - из железа.


Студеникин Юрий."Голландский пейзаж" 2004г

Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII - XIY веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.

Самое первое издание правил по фигурному катанию, вышедшее в Англии, относится к 1772г. Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны. Тот факт, что все обязательные фигуры были созданы в Великобритании, объясняется тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург,1742г.) и разработаны первые официальные правила соревнования.

И в 1882г. в Вене состоялось первое в Европе международное состязание. Венцы одержали большую победу.

В развитии фигурного катания как вида спорта вложили свой вклад представители австрийской школы, фигуристы Норвегии, Швеции, Германии, Англии и США.

В развитии фигурного катания в Европе и, в частности, в России большую роль сыграл фигурист из Америки Джаксон Гейнц. Его гастроли по каткам Европы вызвали восхищение любителей этого вида спорта. Историки единодушно признают его основоположником современного международного стиля фигурного катания. В феврале 1890г. в честь 25-летия петербургского Юсуповского катка было решено устроить спортивное соревнование, пригласив сильнейших фигуристов Европы и Америки.


Zima.-Katok.-1915 Константин Сомов

По своему составу это был фактически первый неофициальный чемпионат мира. Из 8 участников, которые 3 дня соревновались на звание лучшего фигуриста мира, во всех разделах катания сильнейшим был А. П. Лебедев - замечательный русский спортсмен.

Успешное завершение состязаний в Петербурге во многом ускорило организацию первых чемпионатов Европы и мира, создание Международного Союза конькобежцев (ИСУ) в 1892г. Тогда же на конгрессе ИСУ были утверждены правила проведения международных соревнований, определен порядок розыгрыша первенства Европы.

ИСУ были утверждены правила проведения международных соревнований, определен порядок розыгрыша первенства Европы.


Студеникин Юрий.«Колка льда» 2005г

В 1896г. ИСУ решил проводить первенства мира. В честь признания особых заслуг России местом проведения первого официального чемпионата мира был избран Петербург. На лед вышли всего 4 участника: серебряный призер чемпионатов Европы австриец Г.Хугель, бронзовый призер чемпионата Европы немец Г.Фукс и русские фигуристы Г.Сандерс и Н.Подусков. Победителем стал фигурист из Мюнхена Г.Фукс.

Так оформилось одиночное катание мужчин как вид спорта, утвержденный на первом конгрессе конькобежцев в Америке, а затем в Европе Венским обществом конькобежцев (1871г.).


Smith Walter Granville Two ladies ice skating in Central Park. 1892 г.

В начале столетия Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов.

Женское одиночное катание сформировалось позже. Официально это произошло в конце января 1906г. в Давосе (Швейцария). Обязательные упражнения у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений. Официальные чемпионаты мира среди женщин начались с 1924г. С 1930г. чемпионаты мира по фигурному катанию на коньках среди женщин и мужчин проводятся совместно в одни и те же сроки.

Вскоре появилось и парное (смешанное) катание. Международное первенство по парному катанию впервые было разыграно в 1908г. в Санкт-Петербурге. Немецкие фигуристы вошли в историю как первые владельцы золотых наград в парном катании.

Третий вид фигурного катания - спортивные танцы на льду - родился значительно позже в Англии. Лишь в 1952г. в Париже танцоры впервые разыграли свои награды, сильнее всех оказались англичане.


Западноевропейская живопись.zapadnoevro katanie na konkah.

Наибольшую популярность в последние годы завоевали соревнования по синхронному катанию. Широкое распространение получил этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Англии, Франции. Начиная с 1983г. в Канаде начали проводиться ежегодные чемпионаты Канады по синхронному катанию на коньках. А в 1988г. эти соревнования были проведены совместно с соревнованиями по основным видам фигурного катания. Значительное количество зрителей собирают и соревнования четверок, где выступают представители парного катания. В Канаде такие выступления впервые состоялись в 1914г. и регулярно проводились до 1964г., а возобновились они в 1981г. На Конгрессе ИСУ 1991г. начал рассматриваться вопрос о проведении международных соревнований под эгидой ИСУ. В следующем году было принято положительное решение. В настоящее время лидерами в этом виде фигурного катания являются канадские и американские команды.

Можно сказать, что одиночное катание является основой многообразных видов фигурного катания.


Axel Ender Young girl skating on a frozen lake, Norway

Поначалу мировые турниры собирали всего несколько спортсменов. Но популярность фигурного катания росла, и уже в 1908г. соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних IY олимпийских игр, проходивших в Лондоне. Уже тогда олимпийцы соревновались на искусственном льду. Кстати, первый каток с искусственным льдом был построен в Англии в 1876г. по проекту Д. Пиктэ.

Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908г. стали М.Сайерс (Великобритания), У.Сальхов (Швеция), П.Коломенкин (Россия) и спортивная пара А.Хюблер - Г.Бюргер (Германия).

Фигурное катание на коньках вошло и в программу YII летних олимпийских игр 1920г., впоследствии оно было представлено на всех зимних олимпийских играх. Олимпийское первенство разыгрывалось в одиночном (мужском и женском) и парном катании. В 1976г. в олимпийскую программу были включены спортивные танцы на льду. Первые состязания по фигурному катанию проходили с преимуществом скандинавских и английских спортсменов, позднее стали успешно выступать фигуристы Австрии и США. В парном катании и спортивных танцах российская школа является ведущей на международной арене.


ALSLOOT, Denis van.Skating during Carnival
c. 1620.Museo del Prado, Madrid

Выдающихся успехов в олимпийских соревнованиях добились Гиллис Графстрем (Швеция), завоевавший 3 золотые и 1 серебряную медаль, трехкратные олимпийские чемпионки Соня Хени (Норвегия) и Ирина Роднина (Россия).

Фигурное катание в России было популярным еще со времен Петра I. Русский царь в Европу привез домой первые образцы коньков. Именно Петр придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам и создал, таким образом, прамодель сегодняшнего оснащения фигуристов. Вероятно, название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой. В 1938г. в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М. Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга. Всплеск, интерес к фигурному катанию произошел после европейского турне американского фигуриста Джаксона Гейнса. Он показал неожиданные возможности исполнения стремительнейших фигур в грациознейших движениях тела.


ПАВЛОВА Оксана - Каток

Собственно русское катание зародилось в 1865г. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповом саду на Садовой улице, который с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. Каток был самым благоустроенным в России. На нем 5 марта 1978г. состоялось первое состязание русских фигуристов. В состав «Общества любителей бега на коньках», организованного в Санкт- Петербурге в 1881г., входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почетный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский. Сам хороший спортсмен (выступал и был в числе судей на международных соревнованиях), он многое сделал для совершенствования техники и построения теории фигурного катания.

Почетным членом и видным деятелем Петербургского «Общества любителей бега на коньках» был Алексей Павлович Лебедев, которого в нашей стране называют «дедушкой русского фигурного катания». Именно он стал первым чемпионом неофициального чемпионата мира, проходившего в Петербурге в 1890г. Несмотря на то, что он учился мастерству по книгам, он поразил судей и зрителей техникой скольжения во всех трех номерах программы. Лебедев был удостоен трех золотых медалей.
С 1896г. он начал заниматься педагогической работой и стал первым тренером и учителем Н.А.Коломенкина.


The First Skating-Lesson.

Еще один кумир спортивной молодежи конца прошлого века - Александр Никитич Паншин. Он был первым русским чемпионом, завоевавшим этот титул в 1897-1900гг. Уникальный спортсмен побеждал и на международных соревнованиях. А ведь начал он карьеру фигуриста в 39 лет!
9 февраля 1896г. в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по фигурному катанию на коньках. Он стал своеобразным стимулом в развертывании учебной работы на катке Юсупова сада. Ее продолжил Н.А.Панин - Коломенкин. Он участвовал в первых чемпионатах России по фигурному катанию на коньках, завоевал титул чемпиона России в 1901-1903гг. На олимпийских играх 1908г. в Лондоне становится первым олимпийским чемпионом России.


Ю.Денисов

Н.А. Панин-Коломенкин и его ученики сразу после революции стали создавать секции по фигурному катанию на коньках. В 1920г. были организованы первые соревнования на катке ипподрома Семеновского плаца. С середины 20-х гг. стали регулярно проводиться чемпионаты Москвы и Ленинграда.
В марте 1924г. состоялось первенство СССР. В программе были соревнования мужчин-одиночников и спортивных пар. Выступления проходили под духовой оркестр, в сильные морозы трубы замерзали и умолкали, звучал лишь барабан, под звуки которого и проходили выступления. Чемпионаты страны в те годы проходили не регулярно, они стали постоянными после того, как в 1936г. была создана секция (позднее - федерация) фигурного катания.

Сразу же после войны стали открываться школы фигурного катания в Москве, Ленинграде, Свердловске. В 1955г. в Москве состоялись первые послевоенные международные соревнования фигуристов, в которых приняли участие представители Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР. Через год сильнейшие фигуристы СССР впервые после войны приняли участие в чемпионате Европы, который состоялся в Париже. В следующем году проходил юбилейный чемпионат Европы в Чехословакии. Советская команда впервые приняла участие во всех видах фигурного катания.


Central Park Winter, lithograph by Currier and Ives, 1862.

В настоящее время мы можем сказать, что наша школа фигурного катания является ведущей на международной арене. Доказательством тому служит безоговорочная победа российских фигуристов на чемпионате Европы и чемпионате мира 1999г. На чемпионате мира в Хельсинки (1999г) представители нашей страны выиграли все золотые медали. Из двенадцати призовых мест половина оказалась у России.


Студеникин Юрий.«Колка льда» 1995 г

Современное фигурное катание на коньках включает в себя четыре самостоятельных вида: одиночное катание (мужское и женское), парное катание, спортивные танцы на льду и синхронное катание. Несмотря на то, что все они имеют много общего, и прежде объединяет их катание на коньках с фигурами под музыку по ледовой площадке стандартного размера, каждый вид своеобразен. Не случайно соревнования проходят в каждом из его видов отдельно друг от друга. И правила соревнований составлены Международным союзом конькобежцев для каждого вида фигурного катания отдельно.


Студеникин Юрий."По твердому льду" 2000г

Одиночное катание делится на:
1)обязательную программу,
2)короткую программу,
3)произвольное катание.

Обязательные фигуры называют «школой», этим подчеркивается, что они являются азбукой катания на коньках. Сейчас в одиночном катании прослеживается тенденция повышения роли и значения произвольного катания, где происходит наиболее полное раскрытие возможностей фигуриста.


Генри Реберн. Портрет пастора Р. Уокера на коньках. 1784. Эдинбург, Национальная галерея Шотландии.

Советским одиночникам пришлось догонять своих зарубежных соперников. В 50-60гг. в США, Канаде, Франции, Австрии, ФРГ, ЧССР выросла блестящая плеяда мастеров одиночного катания. Многие годы наши позиции на всех международных форумах в одиночном катании оставляли желать лучшего.


Студеникин Юрий.« В лучах заката» 2004г

А первопроходцем в мужском одиночном катании был С.Четверухин. Именно ему удалось первым среди наших одиночников стать серебряным призером чемпионатов мира, Европы и олимпийских игр (Саппоро 1972г.). Следующее поколение сумело завоевать высшие награды. На чемпионате Европы - 75г. это впервые удалось сделать В.Ковалеву. А через месяц на чемпионате мира вперед вышел С.Волков. В 1977 и 1979гг. В.Ковалев стал чемпионом мира. На олимпийских играх 1976г. он завоевал серебро, а через год на чемпионате мира в Токио Ковалев доказал, что он сильнейший в одиночном катании.

К концу 70-х гг. на спортивную арену выходит один из талантливых спортсменов И.Бобрин. В 1981г. он впервые становится чемпионом Европы. На чемпионате мира 1981г. в США он с честью отстоял титул сильнейшего фигуриста Европы, заняв третье место.


Студеникин Юрий."Город на коньках" 2004г

В 1988г. на олимпийских играх выступили чемпион СССР, чемпион мира 1985г. А.Фадеев, занявший четвертое место, и одиночник из Одессы В.Петренко, принесший советской сборной бронзовую медаль. Большую победу сборной СНГ принесла золотая медаль В.Петренко на XYI зимних олимпийских играх в Альбервиле в 1992г. Впервые в истории отечественного одиночного катания (после Панина-Коломенкина) на высшую ступеньку пьедестала поднялся представитель нашей команды. В 1994г. вторую золотую олимпийскую медаль на XYII играх принес российской команде А.Урманов.


Студеникин Юрий.« Любители коньков» 1995

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ

Английская принцесса Мэри в середине ХIХ в. ввела в моду новый костюм для фигуристок: длинное платье подбиралось наполовину, и, таким образом, спортсменки могли кататься в короткой юбке.

Во Франции самой изысканной фигуристкой считалась королева Мария-Антуанетта, которая каталась лучше многих мужчин.

Одним из первых красоту фигурного катания оценил великий немецкий поэт Вольфганг Гёте. В многочисленных беседах с поэтом Клопштоком он разбирал достоинства стихов наряду с достоинствами красивых элементов фигурного катания.

Английский король Джеймс II специально ездил в Голландию, чтобы изучить стиль местных фигуристов.
Знаменитый английский писатель Вальтер Скотт также увлекался фигурным катанием. Он был одним из инициаторов проведения первых конкурсов среди самых изящных и грациозных любителей этого вида спорта в начале ХIХ в.

Частым посетителем катка для фигуристов был великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. В романе «Анна Каренина» он описал несколько сцен на катке, которые были навеяны его личными впечатлениями.

Знаменитый математик Софья Васильевна Ковалевская впервые встала на фигурные коньки, будучи уже взрослой женщиной, профессором Стокгольмского королевского университета. Шведский профессор Лефлер взялся обучать ее технике скольжения и каждый день ходил с Ковалевской на каток. Софья Васильевна очень гордилась своими первыми успехами на льду, с жаром обсуждала все новые элементы. За несколько лет она достигла большого прогресса и считалась виртуозом среди посетителей катка в Стокгольме.

Соня Хени родилась 8 апреля 1912 года, норвежская спортсменка (фигурное катание на коньках). Первая трехкратная олимпийская чемпионка в истории фигурного катания (1928, 1932, 1936 гг. – абсолютный рекорд в одиночном катании). Многократная победительница чемпионатов мира (1927–1936 гг.) и Европы (1931–1936 гг.).
Оставив в 1936 году любительский спорт, она стала звездой голливудского балета на льду. В 1937–1945 гг. снялась в 10 фильмах в Голливуде (в том числе в «Серенаде солнечной долины»). В 1941 году приняла американское гражданство. Вместе со своим мужем основала музей современного искусства в Бломменхольме, недалеко от Осло. Умерла 12 октября 1969 года.

Одним из самых эстетичных видов спорта является фигурное катание. Элементы егосостоят из различных комбинаций прыжков, пируэтов, парных поддержек, вращений, дорожек шагов. Движения выполняются под музыкальное сопровождение.

Истоки этого невероятно изящного вида спорта лежат в далеком прошлом. Однако его выделение как основного связывают с появлением железных коньков. Изначально это было состязание, в котором выполнялись различные статичные фигуры в красивых позах.

Коньки

Коньки — главный атрибут фигуриста. Их лезвие имеет внутреннее и наружное ребро. Единственная сложность для обывателя состоит в разнице движений между ними. Когда спортсмен выполняет дугу, визуально может показаться, что его корпус расположен перпендикулярно льду. Однако если проследить внимательно, фигурист при выполнении этого действия немного отклоняется.

Коньки имеют определенные особенности. В передней части расположены специальные зубцы для выполнения сложных фигур. Лезвие отличается шириной и длиной. Кроме того, оно может быть изготовлено из различных видов стали. Его кривизна обеспечивает легкое скольжение. В зависимости от угла наклона, изменяется соприкосновение с поверхностью. Это дает возможность спортсмену выполнять шаги как обязательный элемент фигурного катания, а также и другие пируэты.

Главные фигуры зимнего вида спорта

Элементы принято разделять на несколько групп. Шаги относятся к базовым фигурам. Практически любой переход с наружного или внутреннего ребра оценивается как действие. В основных программах они присутствуют в качестве дорожек и связующих деталей. Особое внимание судьи обращают на техничность, грамотность и красоту исполнения.

Вращения могут быть:

  • простые (назад или вперед);
  • парные и танцевальные;
  • комбинированные;
  • со сменой ноги.

В основном судьи оценивают скорость, центровку (вращение вокруг своей оси), количество оборотов и четкость позиции. Для пар характерно выполнение действия в основном синхронно.

Как фигуристы в парах,так и спортсмены в одиночном разряде, выполняют прыжки. Оценивая прыжки, члены жюри анализируют фигурное катание, элементы которого должны быть красивыми и эффектными еще и с точки зрения правильной техники выполнения, высоты прыжка и четкости приземления. Женская программа состоит из выполнения двойных и тройных тулупов. Стандартом для мужчин является тройной аксель и каскад прыжков.

Парный и одиночный разряд

В одиночном разряде участник демонстрирует навыки владения основными фигурами: вращениями, спиралями, прыжками, шагами. От эффективности и сложности выполнения зависит уровень спортсмена. Критериями оценивания являются:

  • артистизм;
  • движения в такт музыке;
  • эстетичность;
  • четкость и техничность выполнения элементов;
  • пластика.

Парное элементы котрого выполняются в основном синхронно, по этой причине создают впечатление единых действий. Они состоят из традиционных прыжков, спиралей, шагов, а также главных характерных составляющих:

  • поддержек;
  • выбросов;
  • тодесов;
  • параллельных и совместных вращений.

Синхронность действий является основным критерием оценивания для жюри.

Танцы на льду

С технической точки зрения, в танцах на льду особое внимание уделяется шагам и позициям. Любые движения партнеры должны выполнять синхронно. По сравнению с парным разрядом, здесь отсутствуют выбросы, прыжки и другие фигуры.

Красивый внешний вид участников и плавность действий являются одной из главных составляющих Немаловажную роль играет музыкальное сопровождение и подбор элегантных нарядов для каждой соревновательной программы. Поэтому многие зрители отдают предпочтение этому направлению спорта. Основная программа исполнения включает 3 танца и элемент парного фигурного катания — поддержку.

Синхронное катание фигуристов

Группа участников синхронного катания состоит из 16—20 фигуристов. Техника, скольжение и действия не отличаются от классического соревнования. Однако существует определенная специфика. Как правило, вносятся изменения в исполнение некоторых фигур.

Основной целью командных выступлений является синхронность действий. Обязательными фигурами синхронного катания являются: пересечение, колесо, линия, блоки и круг. Во избежание травм запрещены прыжки более 1 оборота, спирали назад.

Команды должны выполнять сложную последовательность шагов. Фигурное катание, элементы которого состоят из множества поворотов и действий, выполняемых большой группой спрортсменов, выглядит еще более зрелищно. Спортсменам старших возрастных групп разрешено выполнять подъемы двух и более участников. В старших и младших разрядах проводят короткие и произвольные программы.

Основные виды шагов в фигурном катании

  • Елочка. получил название, поскольку оставляет след на льду, напоминающий елку. Спортсмены применяют этот вид действия для набора скорости и перехода к исполнению другой фигуры.
  • Подсечка. В подсечке основные движения выполняются по кругу. Она может быть задней, наружной и внутренней. Чаще всего фигуристы используют переднюю подсечку для поворота в углу катка. Это одни из простых шагов, применяемых в «рабочих» целях.
  • Шаги, основанные на совершении поворота под названием тройка. Спортсмен, исполняя его на льду, оставляет след в форме арабской цифры 3. Одна из самых распространенных фигур выглядит следующим образом: участник выполняет переднее скольжение на внешнем ребре левой ноги и резко разворачивается на 180 градусов. После этого он перемещается назад на внутренней части лезвия конька.

Профессиональные спортсмены могут выполнять различные шаги и и элементы фигурного катания. Названия элементов: скобка, крюк и выкрюк, моухок и чоктау.

Спирали

Спираль — это позиция, когда одна нога коньком касается льда, то есть является опорной, а свободная нога под различным углом поднимается выше уровня бедер. Позиции спирали классифицируют по скользящей ноге (правая или левая), ребру конька (наружное или внутреннее), направлению скольжения (назад или вперед) и по позиции свободной ноги (вперед, в сторону или назад). Спираль засчитывается, если позиция удерживается в течение как минимум 3 секунд. Выделяется 4 уровня сложности при выполнении спиралей.

Рассмотрим некоторые виды спиралей.

  1. Кораблик — это скольжение на обеих ногах, используемое в качестве связующей детали. Раньше такой элемент часто использовали и знаменитая танцевальная пара Роман Костомаров и Татьяна Навка. Один из видов кораблика отличается тем, что ноги расположены параллельно друг другу, а упор приходится на внутреннее лезвие конька. Спортсмен будет перемещаться по прямой линии или вокруг своей оси.
  2. Ласточка. Спортсмен, выполняя скольжение, поднимает свободную ногу как можно выше до такого уровня, чтобы получился прямой угол. В зависимости от ребра конька, на котором выполняется скольжение, спирали могут быть наружными, внутренними, задними и передними.
  3. Уголок — разновидность исполнения задней и передней подсечки. К примеру, выполняя скольжение на внутреннем лезвии конька, фигурист, немного присаживается, опуская корпус и вынося свободную ногу наружу. Спирали также включены в основные элементы женского фигурного катания.

Вращения

Самым распространенным вариантом вращения является винтик. В начале фигуристу необходимо согнуть ногу, а руки соединить вместе на уровне груди. Затем спортсмен постепенно ногу опускает и выпрямляет. Эффект создается за счет общей динамики действий и скорости исполнения. Существует и другой вариант, где свободная часть выносится за опорную ногу.

Волчок является самым популярным вращением в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная вытягивается параллельно ледяному полотну. Существует несколько вариантов исполнения этой детали.

Ласточка исполняется фигуристом на опорной ноге с вытянутыми руками. Другой разновидностью является либела — круговое движение с наклоном вперед и обратным подъемом.

Заклон — обязательный элемент женского фигурного катания. При выполнении этого элемента, спортсменка выгибается, а ее свободная нога выносится назад и выворачивается наружу.

Прыжки

В этом виде спорта принято разделять зубцовые и реберные прыжки. Таким образом, фигурист отталкивается от носка (зубца) или ребра конька. На данный момент спортсмены выполняют следующие 6 типов прыжков: флип, лутц, риттбергер, сальхов, тулуп, аксель.

Аксель — обязательный элемент парного фигурного катания. Он выполняется с переменной ноги движением вперед. Прыжок может быть одинарным, двойным и тройным.

Сальхов исполняется с переменной ноги. Чаще всего фигуристы используют несколько тройных подходов. В другой ситуации можно применить переступание, когда правая нога следует вперед, а левая во внутреннюю сторону назад. Переход к толчковой дуге является более эффектным и динамичным.

Тулуп - один из разновидностей прыжков. Спортсмен начинает его выполнять с правой ноги в три оборота (словно выписывая цифру 3). В результате чего он должен вернуться в начальное положение.

Фигуристы начинают риттбергер, с внешней стороны правой ноги. Спортсмены с легкостью исполняют этот несложный элемент. Прыжок схож с акселем по методу отталкивания.

Флип является зубцовым прыжком,начинаясь с характерного удара правой ноги об ледяное полотно. Выполняется с внутреннего ребра левой ноги, а приземление осуществляется на правую.

Лутц — это один из самых сложных прыжков. Обыватель может спутать с флипом, но у этих двух элементов есть существенное отличие: лутц прыгают с внешнего ребра, перед эти заходя на длинную дугу.

Элементы фигурного катания для начинающих: дорожка шагов, передняя и задняя спираль, аксель в два оборота.

Фигурное катание — это один из немногих видов спорта, который воспитывает в человеке чувство уверенности, стремление к борьбе и духовной красоте.

Немного истории

Появление фигурного катания в России, как и появление многого прогрессивного в нашей стране, связано с деятельностью Петра I, который привез в страну кроме табака первые образцы коньков, а также изобрел новое крепление их к сапогам. Выход учебника Г.М. Пуали «Зимние забавы и искусство бега на коньках» в 1838 г., открытие в 1865 г. массового катка в Юсуповском саду, проведение первого чемпионата мира по фигурному катанию в 1896 г. в Санкт-Петербурге и отдельные победы российских и советских фигуристов не могут сравнится с периодом большой популярности фигурного катания в СССР и России второй половины 20-го века и начала 21-го века.

Начиная с включения фигурного катания в олимпийские игры в 1908 г., на пьедесталах награждения в основном были спортсмены США, Швеции, Австрии, Германии, Великобритании, Норвегии. Настоящий расцвет фигурного катания в СССР начинается с 1960-х годов. На олимпиаде в 1964 г. Людмила Белоусова и Олег Протопопов обходят всего на один судейский голос пару из Объединенной германской команды Марики Килиус и Ганса-Юргена Боймлера. С этого момента начинается совершенно фантастическая статистика по поставке золота в СССР и Россию по фигурному парному катанию. Первое место было взято нашими спортсменами в 12 олимпиадах подряд (!!!). Можно ошибиться, но, наверное, нигде больше не было достигнуто такого большого преимущества в каком-либо виде спорта над другими странами, как в парном фигурном катании. Наши советские спортсмены Людмила Белоусова, Олег Протопопов, Ирина Роднина, Александр Зайцев стали по-настоящему образцами для многих последующих фигуристов.

Выступление наших спортсменов в танцах на льду также были очень успешными с момента включения этого вида спорта в программу зимних Олимпийских игр в 1974 г. Всего за 11 олимпиад наши спортсмены взяли 7 золотых медалей и при этом ни один пьедестал за 40 лет не обходился без СССР и России.

Немного хуже дела обстояли с одиночным фигурным катанием. Несмотря на отдельные успехи наших спортсменов во времена СССР, первые золотые медали в мужском и женском одиночном фигурном катании наши спортсмены смогли завоевать только в постсоветском периоде. Золотую медаль в 1992 г. завоевал Виктор Петренко, представляющий тогда Объединённую команду бывших Республик СССР. После этого наступил настоящий золотой период мужского одиночного катания, который ознаменовался очень яркими выступлениями и победами Алексея Урманова, Ильи Кулика, Алексея Ягудина, Евгения Плющенко. Первую же золотую медаль в женском одиночном катании получила Аделина Сотникова в 2014 г. на олимпиаде в Сочи.

Чем же можно объяснить такую высокую популярность и развитие данного вида спорта в нашей стране?

Зрелищность и появление телевидения

По накалу страстей, фигурное катание, наверное, не сильно уступает футбольным матчам (матчам РФПЛ, в особенности). Безусловно, в большинстве случаев заранее известны претенденты на первые места, однако нелепая ошибка может поставить крест на завоевании призовых мест и годы тренировок закончатся ничем. Отсюда вытекает еще одна очень зрелищная вещь, которая достаточно хорошо передается зрителям, это психологическое состояние спортсменов, которое должно быть достаточно устойчивым вовремя выступления, чтобы не допустить нелепых ошибок. Все помнят, как на Олимпиаде в Сочи вся страна переживала за Юлию Липницкую, которой на тот момент было всего 15 лет. Комментаторы делали акцент на возрасте Юлии и на том, что какой огромный груз ответственности на нее свалился. Вся страна, затаив дыхание, смотрела как Юлия готовилась к своей программе, как ее поддерживала тренер.

Изящность и синхронность движений совместно со спортивными элементами фигурного катания очень завлекают зрителей. На льду фигуристы как будто проживают во время выступления целую жизнь с любовью, трагедиями и т.д. Фигурное катание в принципе является достаточно интересным форматом художественного творчества, который позволяет через движения спортсменов без слов передать идею режиссера. Именно Людмилу Белоусову и Олега Протопопова называют спортсменов, которые пошли по пути художественного обогащения программ. По данному пути пошло все мировое фигурное катание, одним из обязательных элементов которого сейчас является яркий сценарий программы, а режиссер выступления, стал таким же важным участником подготовки, как и тренер.

Именно широкое распространение телевидения в СССР во второй половине 20-го века позволило многим советским гражданам несколько по-другому узнать о фигурном катании. И в период большого дефицита развлекательных программ на телевидении фигурное катание в комплексе с вышеописанной зрелищностью и большой художественной составляющей по-настоящему обрели большую популярность в нашей стране на долгие годы.

Политика

Нельзя также не принимать во внимание, что влияние политической обстановки в мире на популярность фигурного катания также было чрезвычайно большим. Достаточно вспомнить, что расцвет популярности фигурного катания в СССР совпал с периодом холодной войны, а обычные соревнования обычно сопровождались политическими скандалами. Одним из самых известных случаев было выключение музыки во время выступления Ирины Родниной и Александра Зайцева на Чемпионате мира по фигурному катанию в 1973 году в Чехословакии, которые было организованно одним из чешских сотрудников в отместку за Пражскую весну в 1968 году; бегство перед своим выступлением американского фигуриста Рэнди Гарднера, который не смог справиться с тем большим грузом ответственности, который лежал на нем в связи с ожиданиями американцев победы в парном фигурном катании над «красной королевой» (Ириной Родниной) на олимпиаде 1980 года; судейский скандал на олимпиаде 2002 г., в результате которого на 1 месте оказалась и российская, и канадская пара фигуристов. Фигурное катание стало буквально одним из мест, где происходит столкновение России и западного мира. Подавляющее преимущество сначала СССР, а потом и России в данном виде спорта настолько было неоспоримо, что создавало искреннюю гордость за нашу страну.

А что сейчас?

Большое количество телевизионных шоу, организация в последнее время масштабных ледовых шоу, открытие новых школ по фигурному катанию дает основания предполагать о повышении популярности данного вида спорта в нашей стране. Что же касается побед наших спортсменов, то Олимпиаду в 2018 г. уже можно по праву назвать одной из самых странных для России, даже не принимая во внимание тот факт, что фактически Россия была лишена официального участия в соревнования вплоть до невозможности использовать государственную атрибутику и гимн. Не поехало большое количество сильных спортсменов, которых так не хватило в биатлоне, лыжных гонках, конькобежном спорте. В меньшей степени это коснулось фигурного катания, где были отстранены Ксения Столбова (спортивная пара с Федором Климовым) и Иван Букин (танцы на льду с Александрой Степановой). Однако именно олимпиада в Корее стала для российских фигуристов одной из самых неудачных за всю историю…Так уже вторую олимпиаду подряд у нас нет ни одной медали в мужском одиночном катании. Снова повторен результат в парном фигурном катании олимпиады в Ванкувере 2010 г., где не было ни одной медали в этом виде соревнований, хотя еще недавно это считалось невозможным (просто взгляните на статистику выше). Впервые с момента вхождения танцев на льду в олимпийскую программу в 1976 г. у нашей сборной нет ни одной медали.

Настоящим спасением для всей нашей олимпийской сборной или, если применять футбольную терминологию «голом престижа», стало выступление наших девушек в одиночном катании, которое в настоящий момент испытывает настоящий расцвет во многом благодаря блистательной работе тренера Этери Тутберидзе. Именно маленькая, хрупкая 15-летняя Алина Загитова принесла для нас, как и первую столь уверенную победу, так и первую (надеемся, что не единственную) золотую медаль на этой олимпиаде. Первое место Алины Загитовой и то, что серебро в женском фигурном катании и в командных соревнованиях также у России, оставляет нам большую надежду на то, что данная олимпиада была просто каким-то недоразумением и большие победы у нас еще впереди.

Фигурное катание - вид конькобежного спорта, основу которого составляют движения спортсмена на льду под музыку, на одной или обеих ногах, с переменами направления скольжения, вращением, прыжками, комбинаций шагов и рисунков фигур в одиночном катании, и поддержек в парном катании.

Фигурное катание в отличие от свободного оздоровительного катания на коньках получило свое название в связи с тем, что правила соревнования фигуристов предусматривают исполнение обязательных геометрических фигур на льду - кругов, параграфов, восьмерок, где демонстрируется искусство владения коньком.

История фигурного катания


Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го - начало 1-го тысячелетия до н. э.), об этом свидетельствуют находки археологов - костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Однако рождение фигурного катания, как вида спорта, связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований впервые это произошло в Голландии, в XII-XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 века и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).

В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.

Виды фигурного катания



Мужское и женское одиночное фигурное катание

Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов - шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.
Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап - короткая программа, второй этап - произвольная программа.

Парное фигурное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.
В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.
В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа - короткой и произвольной программах.

Спортивные танцы

В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки, выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.
В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы - один из самых зрелищных направлений в фигурном катании.
Современная программа официальных соревнований включает 2 танца: короткий танец и произвольный.

Синхронное фигурное катание

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) - до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) - 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) - 14 лет и старше.
Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.
В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.
Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Физиологические особенности данного вида спорта


Фигурное катание сочетает высокие динамические и статические силовые, гравитационные и координационные нагрузки, оказывая тем самым развивающее и тренирующее воздействие на все основные физиологические системы и функции организма, повышая его физическую работоспособность и устойчивость к стресс-напряжениям.

Фигуристы отличаются стройной фигурой, гармонично развитой мускулатурой, красивой осанкой. Благодаря множеству упражнений, требующих позвоночника, повышается его гибкость и подвижность, а у детей с дефектами осанки достигается коррекция деформаций.

Исключительно влияние упражнений фигуристов на вестибулярную устойчивость, развитие тонко дифференцированного чувства равновесия, на снижение восприимчивости к угловым ускорениям, вызывающим головокружения и дезориентацию в пространстве.

Среди мужчин фигуристов.

С 2014 года в программу Олимпийских игр включены командные соревнования по фигурному катанию.

История

Однако рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа , а не из кости . По данным исследований, впервые это произошло в Голландии , в XII -XIV веке . Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи, в Эдинбурге ( г.). Там же были разработаны и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» ( г.), в котором описал все основные фигуры, известные на то время .

«… он (Джексон Гейнц) показал изумленным европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела. Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства».

Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.

История дисциплин

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников , женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине - англичанке Медж Сайерс .

История фигурного катания в России

Парное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.

В парном катании наряду с традиционными элементами (шаги , спирали , прыжки) есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: поддержки , подкрутки , выбросы , тодесы , совместные и параллельные вращения . Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.

В парном катании так же, как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа - короткой и произвольной программах .

Спортивные танцы

Синхронное катание

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) - до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) - 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) - 14 лет и старше .

Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.

В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки , прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.

Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Правила и снаряжение

Все требования к программам (общие правила, специальные правила и технические правила) оговариваются и закрепляются в положениях ИСУ на каждый сезон соревнований по фигурному катанию.

Основные элементы фигурного катания

В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элемента: шаги , спирали , вращения и прыжки . Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например поддержки , подкрутки , выбросы , тодесы в парном катании.

Шаги

Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц - к зубцовым.

Фигурное катание как физкультура

Существуют неквалификационные соревнования для бывших спортсменов и людей, освоивших коньки в зрелом возрасте. Если участников немного, мужчины и женщины могут иметь общий зачёт (разделение идёт по уровню катания - например, «пре-бронзовым» разрешены прыжки до одного оборота, кроме лутца ), если много - в дополнение к уровню делят по возрасту. Одиночников обычно делят на четыре-пять групп, пары - на две-три. Одиночники и пары откатывают одну укороченную программу, танцоры - два танца. На таких соревнованиях бывают необычные дисциплины - например, танцы в одиночку, импровизация (участники прослушивают музыку, после чего им даётся полчаса на создание программы) или обязательные фигуры .

См. также

  • Медалисты чемпионатов Четырёх континентов по фигурному катанию

Напишите отзыв о статье "Фигурное катание"

Примечания

Ссылки

  • , утверждены Приказом Минспорттуризма России от 30 декабря 2010 г. № 1299.

Отрывок, характеризующий Фигурное катание

Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.
Во втором акте были картины, изображающие монументы и была дыра в полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людей в черных мантиях. Люди стали махать руками, и в руках у них было что то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что то металлическое, и все стали на колена и запели молитву. Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей.
Во время этого акта Наташа всякий раз, как взглядывала в партер, видела Анатоля Курагина, перекинувшего руку через спинку кресла и смотревшего на нее. Ей приятно было видеть, что он так пленен ею, и не приходило в голову, чтобы в этом было что нибудь дурное.
Когда второй акт кончился, графиня Безухова встала, повернулась к ложе Ростовых (грудь ее совершенно была обнажена), пальчиком в перчатке поманила к себе старого графа, и не обращая внимания на вошедших к ней в ложу, начала любезно улыбаясь говорить с ним.
– Да познакомьте же меня с вашими прелестными дочерьми, – сказала она, – весь город про них кричит, а я их не знаю.
Наташа встала и присела великолепной графине. Наташе так приятна была похвала этой блестящей красавицы, что она покраснела от удовольствия.
– Я теперь тоже хочу сделаться москвичкой, – говорила Элен. – И как вам не совестно зарыть такие перлы в деревне!
Графиня Безухая, по справедливости, имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально.
– Нет, милый граф, вы мне позвольте заняться вашими дочерьми. Я хоть теперь здесь не надолго. И вы тоже. Я постараюсь повеселить ваших. Я еще в Петербурге много слышала о вас, и хотела вас узнать, – сказала она Наташе с своей однообразно красивой улыбкой. – Я слышала о вас и от моего пажа – Друбецкого. Вы слышали, он женится? И от друга моего мужа – Болконского, князя Андрея Болконского, – сказала она с особенным ударением, намекая этим на то, что она знала отношения его к Наташе. – Она попросила, чтобы лучше познакомиться, позволить одной из барышень посидеть остальную часть спектакля в ее ложе, и Наташа перешла к ней.
В третьем акте был на сцене представлен дворец, в котором горело много свечей и повешены были картины, изображавшие рыцарей с бородками. В середине стояли, вероятно, царь и царица. Царь замахал правою рукою, и, видимо робея, дурно пропел что то, и сел на малиновый трон. Девица, бывшая сначала в белом, потом в голубом, теперь была одета в одной рубашке с распущенными волосами и стояла около трона. Она о чем то горестно пела, обращаясь к царице; но царь строго махнул рукой, и с боков вышли мужчины с голыми ногами и женщины с голыми ногами, и стали танцовать все вместе. Потом скрипки заиграли очень тонко и весело, одна из девиц с голыми толстыми ногами и худыми руками, отделившись от других, отошла за кулисы, поправила корсаж, вышла на середину и стала прыгать и скоро бить одной ногой о другую. Все в партере захлопали руками и закричали браво. Потом один мужчина стал в угол. В оркестре заиграли громче в цимбалы и трубы, и один этот мужчина с голыми ногами стал прыгать очень высоко и семенить ногами. (Мужчина этот был Duport, получавший 60 тысяч в год за это искусство.) Все в партере, в ложах и райке стали хлопать и кричать изо всех сил, и мужчина остановился и стал улыбаться и кланяться на все стороны. Потом танцовали еще другие, с голыми ногами, мужчины и женщины, потом опять один из царей закричал что то под музыку, и все стали петь. Но вдруг сделалась буря, в оркестре послышались хроматические гаммы и аккорды уменьшенной септимы, и все побежали и потащили опять одного из присутствующих за кулисы, и занавесь опустилась. Опять между зрителями поднялся страшный шум и треск, и все с восторженными лицами стали кричать: Дюпора! Дюпора! Дюпора! Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя.
– N"est ce pas qu"il est admirable – Duport? [Неправда ли, Дюпор восхитителен?] – сказала Элен, обращаясь к ней.
– Oh, oui, [О, да,] – отвечала Наташа.

В антракте в ложе Элен пахнуло холодом, отворилась дверь и, нагибаясь и стараясь не зацепить кого нибудь, вошел Анатоль.
– Позвольте мне вам представить брата, – беспокойно перебегая глазами с Наташи на Анатоля, сказала Элен. Наташа через голое плечо оборотила к красавцу свою хорошенькую головку и улыбнулась. Анатоль, который вблизи был так же хорош, как и издали, подсел к ней и сказал, что давно желал иметь это удовольствие, еще с Нарышкинского бала, на котором он имел удовольствие, которое не забыл, видеть ее. Курагин с женщинами был гораздо умнее и проще, чем в мужском обществе. Он говорил смело и просто, и Наташу странно и приятно поразило то, что не только не было ничего такого страшного в этом человеке, про которого так много рассказывали, но что напротив у него была самая наивная, веселая и добродушная улыбка.
Курагин спросил про впечатление спектакля и рассказал ей про то, как в прошлый спектакль Семенова играя, упала.
– А знаете, графиня, – сказал он, вдруг обращаясь к ней, как к старой давнишней знакомой, – у нас устраивается карусель в костюмах; вам бы надо участвовать в нем: будет очень весело. Все сбираются у Карагиных. Пожалуйста приезжайте, право, а? – проговорил он.
Говоря это, он не спускал улыбающихся глаз с лица, с шеи, с оголенных рук Наташи. Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. Ей было это приятно, но почему то ей тесно и тяжело становилось от его присутствия. Когда она не смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи, и она невольно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее глаза. Но, глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ей совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку. Когда она отворачивалась, она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею. Они говорили о самых простых вещах и она чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной. Наташа оглядывалась на Элен и на отца, как будто спрашивая их, что такое это значило; но Элен была занята разговором с каким то генералом и не ответила на ее взгляд, а взгляд отца ничего не сказал ей, как только то, что он всегда говорил: «весело, ну я и рад».
В одну из минут неловкого молчания, во время которых Анатоль своими выпуклыми глазами спокойно и упорно смотрел на нее, Наташа, чтобы прервать это молчание, спросила его, как ему нравится Москва. Наташа спросила и покраснела. Ей постоянно казалось, что что то неприличное она делает, говоря с ним. Анатоль улыбнулся, как бы ободряя ее.
– Сначала мне мало нравилась, потому что, что делает город приятным, ce sont les jolies femmes, [хорошенькие женщины,] не правда ли? Ну а теперь очень нравится, – сказал он, значительно глядя на нее. – Поедете на карусель, графиня? Поезжайте, – сказал он, и, протянув руку к ее букету и понижая голос, сказал: – Vous serez la plus jolie. Venez, chere comtesse, et comme gage donnez moi cette fleur. [Вы будете самая хорошенькая. Поезжайте, милая графиня, и в залог дайте мне этот цветок.]
Наташа не поняла того, что он сказал, так же как он сам, но она чувствовала, что в непонятных словах его был неприличный умысел. Она не знала, что сказать и отвернулась, как будто не слыхала того, что он сказал. Но только что она отвернулась, она подумала, что он тут сзади так близко от нее.
«Что он теперь? Он сконфужен? Рассержен? Надо поправить это?» спрашивала она сама себя. Она не могла удержаться, чтобы не оглянуться. Она прямо в глаза взглянула ему, и его близость и уверенность, и добродушная ласковость улыбки победили ее. Она улыбнулась точно так же, как и он, глядя прямо в глаза ему. И опять она с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды.
Опять поднялась занавесь. Анатоль вышел из ложи, спокойный и веселый. Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась. Всё, что происходило перед ней, уже казалось ей вполне естественным; но за то все прежние мысли ее о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто всё то было давно, давно прошедшее.
В четвертом акте был какой то чорт, который пел, махая рукою до тех пор, пока не выдвинули под ним доски, и он не опустился туда. Наташа только это и видела из четвертого акта: что то волновало и мучило ее, и причиной этого волнения был Курагин, за которым она невольно следила глазами. Когда они выходили из театра, Анатоль подошел к ним, вызвал их карету и подсаживал их. Подсаживая Наташу, он пожал ей руку выше локтя. Наташа, взволнованная и красная, оглянулась на него. Он, блестя своими глазами и нежно улыбаясь, смотрел на нее.

Только приехав домой, Наташа могла ясно обдумать всё то, что с ней было, и вдруг вспомнив князя Андрея, она ужаснулась, и при всех за чаем, за который все сели после театра, громко ахнула и раскрасневшись выбежала из комнаты. – «Боже мой! Я погибла! сказала она себе. Как я могла допустить до этого?» думала она. Долго она сидела закрыв раскрасневшееся лицо руками, стараясь дать себе ясный отчет в том, что было с нею, и не могла ни понять того, что с ней было, ни того, что она чувствовала. Всё казалось ей темно, неясно и страшно. Там, в этой огромной, освещенной зале, где по мокрым доскам прыгал под музыку с голыми ногами Duport в курточке с блестками, и девицы, и старики, и голая с спокойной и гордой улыбкой Элен в восторге кричали браво, – там под тенью этой Элен, там это было всё ясно и просто; но теперь одной, самой с собой, это было непонятно. – «Что это такое? Что такое этот страх, который я испытывала к нему? Что такое эти угрызения совести, которые я испытываю теперь»? думала она.
Одной старой графине Наташа в состоянии была бы ночью в постели рассказать всё, что она думала. Соня, она знала, с своим строгим и цельным взглядом, или ничего бы не поняла, или ужаснулась бы ее признанию. Наташа одна сама с собой старалась разрешить то, что ее мучило.
«Погибла ли я для любви князя Андрея или нет? спрашивала она себя и с успокоительной усмешкой отвечала себе: Что я за дура, что я спрашиваю это? Что ж со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого. Никто не узнает, и я его не увижу больше никогда, говорила она себе. Стало быть ясно, что ничего не случилось, что не в чем раскаиваться, что князь Андрей может любить меня и такою. Но какою такою? Ах Боже, Боже мой! зачем его нет тут»! Наташа успокоивалась на мгновенье, но потом опять какой то инстинкт говорил ей, что хотя всё это и правда и хотя ничего не было – инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла. И она опять в своем воображении повторяла весь свой разговор с Курагиным и представляла себе лицо, жесты и нежную улыбку этого красивого и смелого человека, в то время как он пожал ее руку.

Анатоль Курагин жил в Москве, потому что отец отослал его из Петербурга, где он проживал больше двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которые кредиторы требовали с отца.
Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его долгов; но только с тем, чтобы он ехал в Москву в должность адъютанта главнокомандующего, которую он ему выхлопотал, и постарался бы там наконец сделать хорошую партию. Он указал ему на княжну Марью и Жюли Карагину.
Анатоль согласился и поехал в Москву, где остановился у Пьера. Пьер принял Анатоля сначала неохотно, но потом привык к нему, иногда ездил с ним на его кутежи и, под предлогом займа, давал ему деньги.
Анатоль, как справедливо говорил про него Шиншин, с тех пор как приехал в Москву, сводил с ума всех московских барынь в особенности тем, что он пренебрегал ими и очевидно предпочитал им цыганок и французских актрис, с главою которых – mademoiselle Georges, как говорили, он был в близких сношениях. Он не пропускал ни одного кутежа у Данилова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света. Рассказывали про несколько интриг его с московскими дамами, и на балах он ухаживал за некоторыми. Но с девицами, в особенности с богатыми невестами, которые были большей частью все дурны, он не сближался, тем более, что Анатоль, чего никто не знал, кроме самых близких друзей его, был два года тому назад женат. Два года тому назад, во время стоянки его полка в Польше, один польский небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери.
Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека.
Анатоль был всегда доволен своим положением, собою и другими. Он был инстинктивно всем существом своим убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем как он жил, и что он никогда в жизни не сделал ничего дурного. Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отозваться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка. Он был убежден, что как утка сотворена так, что она всегда должна жить в воде, так и он сотворен Богом так, что должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе. Он так твердо верил в это, что, глядя на него, и другие были убеждены в этом и не отказывали ему ни в высшем положении в свете, ни в деньгах, которые он, очевидно, без отдачи занимал у встречного и поперечного.
Он не был игрок, по крайней мере никогда не желал выигрыша. Он не был тщеславен. Ему было совершенно всё равно, что бы об нем ни думали. Еще менее он мог быть повинен в честолюбии. Он несколько раз дразнил отца, портя свою карьеру, и смеялся над всеми почестями. Он был не скуп и не отказывал никому, кто просил у него. Одно, что он любил, это было веселье и женщины, и так как по его понятиям в этих вкусах не было ничего неблагородного, а обдумать то, что выходило для других людей из удовлетворения его вкусов, он не мог, то в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову.
У кутил, у этих мужских магдалин, есть тайное чувство сознания невинности, такое же, как и у магдалин женщин, основанное на той же надежде прощения. «Ей всё простится, потому что она много любила, и ему всё простится, потому что он много веселился».
Долохов, в этом году появившийся опять в Москве после своего изгнания и персидских похождений, и ведший роскошную игорную и кутежную жизнь, сблизился с старым петербургским товарищем Курагиным и пользовался им для своих целей.
Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство. Долохов, которому были нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему этого чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужою волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова.
Наташа произвела сильное впечатление на Курагина. Он за ужином после театра с приемами знатока разобрал перед Долоховым достоинство ее рук, плеч, ног и волос, и объявил свое решение приволокнуться за нею. Что могло выйти из этого ухаживанья – Анатоль не мог обдумать и знать, как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка.
– Хороша, брат, да не про нас, – сказал ему Долохов.
– Я скажу сестре, чтобы она позвала ее обедать, – сказал Анатоль. – А?
– Ты подожди лучше, когда замуж выйдет…
– Ты знаешь, – сказал Анатоль, – j"adore les petites filles: [обожаю девочек:] – сейчас потеряется.
– Ты уж попался раз на petite fille [девочке], – сказал Долохов, знавший про женитьбу Анатоля. – Смотри!
– Ну уж два раза нельзя! А? – сказал Анатоль, добродушно смеясь.

Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это. Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде.
В воскресение утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедни в свой приход Успенья на Могильцах.
– Я этих модных церквей не люблю, – говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. – Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!
Марья Дмитриевна любила воскресные дни и умела праздновать их. Дом ее бывал весь вымыт и вычищен в субботу; люди и она не работали, все были празднично разряжены, и все бывали у обедни. К господскому обеду прибавлялись кушанья, и людям давалась водка и жареный гусь или поросенок. Но ни на чем во всем доме так не бывал заметен праздник, как на широком, строгом лице Марьи Дмитриевны, в этот день принимавшем неизменяемое выражение торжественности.
Когда напились кофе после обедни, в гостиной с снятыми чехлами, Марье Дмитриевне доложили, что карета готова, и она с строгим видом, одетая в парадную шаль, в которой она делала визиты, поднялась и объявила, что едет к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи.
После отъезда Марьи Дмитриевны, к Ростовым приехала модистка от мадам Шальме, и Наташа, затворив дверь в соседней с гостиной комнате, очень довольная развлечением, занялась примериваньем новых платьев. В то время как она, надев сметанный на живую нитку еще без рукавов лиф и загибая голову, гляделась в зеркало, как сидит спинка, она услыхала в гостиной оживленные звуки голоса отца и другого, женского голоса, который заставил ее покраснеть. Это был голос Элен. Не успела Наташа снять примериваемый лиф, как дверь отворилась и в комнату вошла графиня Безухая, сияющая добродушной и ласковой улыбкой, в темнолиловом, с высоким воротом, бархатном платье.
– Ah, ma delicieuse! [О, моя прелестная!] – сказала она красневшей Наташе. – Charmante! [Очаровательна!] Нет, это ни на что не похоже, мой милый граф, – сказала она вошедшему за ней Илье Андреичу. – Как жить в Москве и никуда не ездить? Нет, я от вас не отстану! Нынче вечером у меня m lle Georges декламирует и соберутся кое кто; и если вы не привезете своих красавиц, которые лучше m lle Georges, то я вас знать не хочу. Мужа нет, он уехал в Тверь, а то бы я его за вами прислала. Непременно приезжайте, непременно, в девятом часу. – Она кивнула головой знакомой модистке, почтительно присевшей ей, и села на кресло подле зеркала, живописно раскинув складки своего бархатного платья. Она не переставала добродушно и весело болтать, беспрестанно восхищаясь красотой Наташи. Она рассмотрела ее платья и похвалила их, похвалилась и своим новым платьем en gaz metallique, [из газа цвета металла,] которое она получила из Парижа и советовала Наташе сделать такое же.

Статьи по теме: