Формы и методы борьбы с допингом в спорте. Антидопинговая профилактика Противодействие применению допинга в спорте

Понятие «допинг» было введено в спорт в 1865 г. (по другим данным - значительно раньше) и долгое время связывалось со стимуляцией лошадей, участвующих в скачках.

Первоначально под допингом понималось использование субстанций, искусственно повышающих эффективность выступлений.

Допинг - это введение в организм человека любым путем вещества, чуждого этому организму, какой-либо физиологической субстанции в ненормальном количестве или какого-либо вещества неестественным путем для того, чтобы искусственно и нечестно повысить результат спортсмена во время выступления на соревнованиях1.

В медицинской литературе под допингом также понимается вещество, временно усиливающее физическую и психическую деятельность организма и запрещенное для применения спортсменами во время соревнований .

Легальное определение понятия «допинг в спорте» дано в ст. 26 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.

Данное определение вполне согласуется с положениями Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте 2005 г., Конвенции против применения допинга, Всемирного антидопингового кодекса .

Согласно ст. 2 и 3 Всемирного антидопингового кодекса спортсмен сам ответствен за все, что попадает в его организм, а также за то, кому он доверяет свое здоровье. Такой принцип означает, что к спортсмену будет применена санкция в виде дисквалификации даже при отсутствии вины.

Допинг-контроль является комплексным мероприятием, при котором берутся пробы у спортсменов, осуществляется анализ в лаборатории. По итогам анализа проводится слушание, на котором принимается решение о наложении спортивной санкции или об отсутствии состава правонарушения.

При использовании спортсменом, в том числе однократном, допинговых средств и (или) методов, а также при нарушении антидопинговых правил по российскому трудовому законодательству спортивный клуб вправе расторгнуть с ним трудовой договор (ст. 348 ТК РФ).

Использование спортсменом допинга, а также склонение к его употреблению тренером и медицинским работником влечет ответственность. В разных странах такая ответственность варьируется от спортивной (дисквалификация), до административной и уголовной (например, в Италии, Франции, Испании) .

В ст. 26 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливается ответственность:

  • - за использование допинговых средств и (или) методов;
  • - за принуждение к использованию и пропаганду использования допинговых средств и (или) методов;
  • - за фальсификацию лекарственных средств и пищевых добавок посредством включения допинговых средств в их состав, реализацию таких лекарственных средств и пищевых добавок, а также за деятельность, направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования допинговых средств и местах их приобретения;
  • - физкультурно-спортивных организаций, спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов за нарушение правил обязательного допингового контроля.

Несмотря на важность и актуальность вопросов противодействия допингу, борьбы за чистую игру, существует ряд сложностей, связанных с законодательным применением. Проиллюстрируем некоторые из них. Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) каждый год издает список запрещенных к использованию спортсменами веществ и новые версии так называемых стандартов: международного стандарта для лабораторий, международного стандарта для тестирований и международного стандарта для оформления терапевтических исключений. Вместе с тем ВАДА - это международная спортивная неправительственная организация, поэтому для синхронизации правил ВАДА с национальными государственными нормами необходимо утверждать указанные списки в каждом конкретном государстве.

Так, например, приказом Минспорта России от 16 апреля 2013 г. № 197 утверждены Перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте. Приказом Минспорта России от 2 октября 2012 г. № 267 утверждены Общероссийские антидопинговые правила.

В случае непризнания и неутверждения списков возникают сложности в применении санкций 1 .

Так, в 2008 г. анализы бельгийского велосипедиста Илье Кейесе (Iljo Keisse) дали положительный результат на наличие запрещенных веществ. Бельгийские власти встали на его защиту и не наложили санкции. Однако это решение было обжаловано в Спортивный арбитражный суд (САС) Международным союзом велосипедистов (UCI) и ВАДА, в результате чего он был дисквалифицирован на два года на международном уровне .

Кейесе успешно обжаловал это решение в Апелляционном суде Бельгии, в результате чего ему было разрешено продолжать соревнования в Бельгии.

Однако ВАДА продолжило дисквалификацию на международном уровне, и Кейесе было запрещено соревноваться за пределами бельгийской юрисдикции.

Кейесе вновь обратился в суд для принятия окончательного решения о применении судебного постановления, однако бельгийский суд отклонил его аргумент в полном объеме и он был вновь дисквалифицирован в Бельгии (в дополнение к уже имеющейся международной дисквалификации).

Учитывая тот период, когда он продолжал соревноваться в Бельгии, дисквалификация Кейесе в Бельгии была продлена по сравнению с международной дисквалификацией ВАДА .

Данная ситуация демонстрирует различные варианты отношения судебных властей к арбитражным решениям и доказывает, насколько сильна международная федерация, если она продолжает применять санкции, несмотря на то что они не принимаются национальными судами одной из европейских стран.

Еще одна проблема - это презумпция виновности за употребление допинга спортсменом.

Спортсмен, который подозревается в применении допинга, не может продолжать участие в соревнованиях и одновременно тренироваться и иным образом участвовать в спортивной деятельности, пока не будет окончен срок дисквалификации. Данную проблему уже обозначают как разновидность дискриминации в спорте, однако пока не предлагают эффективных методов ее решения.

Причем эта норма противоречит российскому трудовому законодательству: спортсмен, дисквалифицированный за допинг, не участвует в соревнованиях, однако не только вправе, но и обязан продолжать тренироваться и получать за это заработную плату.

Так, согласно ст. 348 5 ТК РФ в период отстранения спортсмена от участия в спортивных соревнованиях за допинг работодатель обеспечивает его участие в тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям с сохранением за ним части заработка.

Таким образом, проанализировав основные вопросы противодействия применению допинга в профессиональном спорте в зарубежных странах, можно утверждать, что в настоящее время создана автономная система управления и контроля, основными признаками которой являются наличие развитого законодательства и довольно жестких мер ответственности, презумпция виновности спортсмена и дополнительная ответственность вспомогательного персонала.

Также следует отметить наметившуюся положительную тенденцию к приведению российского законодательства по вопросам противодействия допингу в соответствие с международными стандартами.

Одним из основных вопросов современного спорта стал физиологический статус организма спортсмена с точки зрения равенства стартовых условий. Физиологический статус организма спортсмена, свободный от допингового воздействия, оказался условием, при котором стартовые условия можно полагать равными.

Допинг в спорте означает введение спортсменам или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга.

Установление и применение правил допингового контроля в современном спорте нужно для того, чтобы обеспечить спортсменам равные условия честной борьбы на арене соревнований.

Допинг – препараты известны давно. Уже в XIX в атлеты употребляли стрихнин, в малых дозах вызывавший кратковременный стимулирующий эффект. Или хотя бы такой старинный допинг, как кофе: «Выпейте 18 чашек за короткое время – получите запретную дозу кофеина». Упоминание о кофе не случайно: в 2001 г. на чемпионате мира в канадском городе Эдмонте у нашей дискоболки Натальи Садовой, завоевавшей золотую медаль, в допинг - пробе был обнаружен излишек кофеина. Тяжба между нашей федерацией и ИААФ тянулась больше года, и в 2003г. было решено лишить Садову титула и медали.

То, что причиной могла быть лишняя чашка кофе, во внимание не принималось. Есть нарушение – результат аннулируется.

Отношение к стимуляторам изменилось за последние десятилетия. Первой организацией, начавшей борьбу с допингом, явился МОК: с 60-ых годов прошлого века он стал проводить соревновательное тестирование спортсменов. Результаты были неутешительные. После нескольких трагических случаев с известными спортсменами забили тревогу национальные федерации велоспорта, легкой атлетики. Стали проводить допинг-контроль на олимпийских играх, а в Сиднее в 2000 году обещание не употреблять допинг впервые вошло в олимпийскую клятву.

На международном уровне государства – члены Совета Европы, иные государства – участники Европейской культурной конвенции 16 ноября 1989 г. в Страсбурге подписали Конвенцию против применения допинга ETS № 135.В Конвенции впервые дано определение допинга и принято решение о создании лабораторий в каждой спортивной стране.

Согласно решению МОК к допингам относятся:

1. Допинговые вещества (их 5 групп) :

Анаболические стероиды (тестостерон, ретоболил, метенол и др.);

Бета-блокаторы (атенолол, метропролол и др.)

Диуретики (фуросемид, дихлотиазид и др);

Стимуляторы (амфетамин, кофеин, кокаин и др.;



Наркотики (кодеин, героин, морфин и др.);

2. Допинговые методы:

Аутогемотрансфузия. кровяной допинг и др.;

Катоторизация;

Внутривенные инфузии и др..

3 . Вещества, прием которых на соревнованиях подлежат ограничению: бромантан, марихуана. гашиш и др. (в случае отсутствия прямых медицинских показаний также может быть расценен как допинг).

В 1999 году была проведена Всемирная конференция представителей всех континентов (600 делегатов) по борьбе с допингом, на которой было решено создать Всемирное Антидопинговое Агентство. В ноябре 1999 года Всемирное Антидопинговое Агентство было создано по инициативе спортивных и правительственных организаций под руководством МОК, задачей которого является освободить мир спорта от допинга. ВАДА получает средства от спортивных и правительственных организаций для расширения, внедрения и координации усилий по обучению спортсменов о том, какой вред допинг наносит организму, пропаганде идеалов честной игры и выявлению тех, кто пытается вредить себе и своему виду спорта. ВАДА разработало Всемирную антидопинговую программу и Всемирный антидопинговый Кодекс.

Основные компоненты Всемирной антидопинговой программы:

1. Всемирный антидопинговый Кодекс;

2.Международные стандарты;

3. Модели лучших методов организации работы.

Программы внесоревновательного допинг-контроля ВАДА направлены на защиту основных прав спортсмена, соревнующегося в спорте без допинга, путем разработки эффективных способов его обнаружения. Эти программы защищают большинство спортсменов, которые выбирают для себя соревнование в духе честной игры.

Программы допинг-контроля ВАДА обеспечивают последовательность путем проведения независимого, качественного процесса с равными для спортсменов всех стран и во всех видах спорта возможностями. ВАДА определило уполномоченные организации по всему миру для взятия проб от его имени, и чьи представители имеют документы и рекомендательные письма, позволяющие им представлять ВАДА.



Основополагающими документами, на которых строится борьба с допингом, выступают Медицинский кодекс (МОК), Всемирный Антидопинговый кодекс (ВАДА).

В октябре 2005 г. Организация Объединенных Наций в лице ЮНЕСКО приняла «Международную конвенцию о борьбе с допингом в спорте» в целях содействия предотвращению применения допинга в спорте и борьбы с ним в интересах его искоренения, страны – участницы обязались содействовать межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с допингом в спорте, в частности сотрудничеству с Всемирным Антидопинговым Агентством, принимать меры на национальном и международном уровне соответствующие принципам Всемирного Антидопингового Кодекса ВАДА.

В Российской Федерации государственная политика в сфере противодействия применению допинговых средств и методов направлена на проведение строгого контроля, установление ответственности и исключение этих правонарушений.

Меры по противодействию применению допинговых средств и методов включают:

– установление обязательного допинг-контроля при проведении соревнований международного и всероссийского уровня;

– установление ответственности за применение допинговых средств и методов, за принуждение их использования, за пропаганду, за фальсификацию лекарств и пищевых добавок (включение в их состав допинга), за распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования и местах изготовления;

– профилактику использования средств и методов;

– повышение квалификации специалистов по допинг-контролю;

– введение в учебные программы физкультурно-спортивных организаций цикла лекций о их вреде здоровью;

– проведение антидопинговой пропаганды в СМИ;

– государственную поддержку научных исследований по разработке новых методов допинг-контроля;

– установление ответственности физкультурно-спортивных организаций, спортсменов, тренеров, врачей и др. за нарушение правил допинг-контроля. В целях разработки государственной политики в области противодействия применению запрещённых веществ и методов в спорте Госкомспортом РФ по согласованию с ОКР, Минздравом РФ в 2002 г. был создан Комитет по разработке и реализации антидопинговой политики в спорте.

Задачи Комитета по разработке и реализации антидопинговой политики в спорте:

1) Разрабатывает процедуры и требования проведения допинг-контроля, которые должны соответствовать процедурам и требованиям Медицинского Кодекса олимпийского движения и международной спортивной Федерации.

2) Проверяет готовность лабораторий допинг-контроля к прохождению официальной аккредитации.

3) Ведет федеральную регистрацию спортивных санкций налагаемых за использование запрещённых средств и методов.

4) Реализует образовательные программы, проводит пропагандистские кампании.

5) Готовит к публикации и обновлению списки запрещенных веществ и методов.

6) Строго контролирует соблюдение прав спортсменов всеми организациями, осуществляющими допинг-контроль; которые обязаны:

7) извещение спортсменов о допинг-контроле в период тренировки, до, во время или после спортивных соревнований

8) соблюдение морально-этические правила по отношению к спортсменам.

Согласно ст. 26 федерального закона о спорте.:

1) Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода , включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (далее также – запрещенная субстанция и (или) запрещенный метод).

2) Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляется в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными Минспортом России и антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями (далее – антидопинговые правила).

3) Нарушением антидопингового правила являются одно или несколько следующих нарушений:

– использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

– наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в спортивном соревновании;

– отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявка спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы;

– нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во внесоревновательный период, в том числе непредоставление информации о его местонахождении и его неявка для участия в тестировании;

– фальсификация или попытка фальсификации элемента допинг-контроля;

– обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом для терапевтического использования запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства;

– распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

– использование или попытка использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопинговых правил.

Не допускаются нарушение антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, использование в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании, запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода. Факт использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода спортсменом, а также в отношении животного, участвующего в спортивном соревновании, подтверждается только результатами исследований, проведенных в лабораториях, аккредитованных Всемирным антидопинговым агентством.

Допинг-контроль представляет собой процесс , включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб , их хранение , транспортировку , лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.

Тестирование представляет собой элементы допинг-контроля, включающие в себя планирование проведения тестов, взятие проб , их хранение и транспортировку в лабораторию, аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством.

Тестирование осуществляется как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период. Под соревновательным периодом понимается период, связанный с участием спортсмена и (или) животного в конкретном соревновании , если правилами международной спортивной федерации по соответствующему виду спорта или иной международной антидопинговой организацией либо общероссийской антидопинговой организацией не предусмотрено иное.

Время, не включенное в соревновательный период, является внесоревновательным периодом .

Меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают в себя:

1) проведение допинг-контроля;

2) установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил;

3) предупреждение применения запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов;

4) повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;

5) включение в дополнительные образовательные программы образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов об антидопинговых правилах, о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;

6) проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;

7) проведение научных исследований, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

8) проведение научных исследований по разработке средств и методов восстановления работоспособности спортсменов;

9) оказание федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийской антидопинговой организацией содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в антидопинговом обеспечении спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

10) установление ответственности физкультурно-спортивных организаций за нарушение условий проведения допинг-контроля, предусмотренных порядком проведения допинг-контроля;

11) осуществление международного сотрудничества в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним.

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним :

– утверждает общероссийские антидопинговые правила;

– утверждает перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте;

– утверждает порядок проведения допинг-контроля;

– принимает в установленном порядке решение об исключении общероссийской спортивной федерации из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций в случае неисполнения общероссийской спортивной федерацией обязанностей;

– осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом о физической культуре и спорте 2007 г.

Общероссийские спортивные федерации в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:

– опубликовывать в общероссийских периодических печатных изданиях и (или) размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, на русском языке;

– предоставлять в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами необходимую общероссийской антидопинговой организации информацию для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;

– уведомлять спортсменов в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами о включении их в список спортсменов, подлежащих тестированию как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;

– содействовать в проведении тестирования в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;

– применять санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;

– информировать о примененных санкциях федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта (Минспорт России), органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, общероссийскую антидопинговую организацию, международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта;

Организаторы спортивных мероприя тий в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:

– обеспечивать условия для проведения допинг-контроля на спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, а также содействовать проведению тестирования на указанных спортивных мероприятиях в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;

– выполнять иные требования федерального закона и антидопинговых правил.

Федеральный закон о физической культуре и спорте 2007 г. дополнен статьей 26.1 следующего содержания:

Статья 26.1 закона о спорте определила правовой статус и задачи Общероссийской антидопинговой организации:

Под общероссийской антидопинговой организацией понимается некоммерческая организация, которая признана Всемирным антидопинговым агентством и целями деятельности которой являются разработка общероссийских антидопинговых правил, обеспечение соблюдения этих правил и элементов допинг- контроля. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта выступает от имени Российской Федерации в качестве одного из учредителей общероссийской антидопинговой организации.

Общероссийс кая антидопинговая организация:

1) разрабатывает общероссийские антидопинговые правила с учетом антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, представляет общероссийские антидопинговые правила на утверждение в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и реализует их;

2) формирует в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами и по согласованию с общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим видам спорта список спортсменов в целях проведения тестирования как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;

3) проводит тестирование в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами;

4) проводит слушания с применением санкций в отношении спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта, в вину которым вменяется нарушение антидопинговых правил, если иное не предусмотрено антидопинговыми правилами, утвержденными международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта;

5) организует повышение квалификации специалистов. проводящих допинг- контроль;

6) разрабатывает методические и инструктивные материалы по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним;

7) осуществляет сбор информации o местонахождении спортсменов, включенных в список спортсменов, подлежащих тестированию, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами;

8) передает в общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, во Всемирное антидопинговое агентство, в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта сведения о возможном нарушении антидопинговых правил, а также об обстоятельствах, имеющих значение для привлечения виновных лиц к ответственности, в том числе для применения санкций;

9) выполняет иные функции».

Процедура тестирования.

Антидопинговое тестирование проводится по плану соревновательного и внесоревновательного допинг-контроля; утвержденного Минспортом России, а также заявок всероссийских федераций по видам спорта на дополнительное тестирование.

Внесоревновательному контролю или контролю по закрытому графику могут быть подвергнуты любые спортсмены сборных команд России, учащиеся СДЮШОР, Центров олимпийской подготовки (федеральные и региональные), на сборах и вне соревнований.

Тестирование во внесоревновательном режиме может проводиться:

– Международным параолимпийским комитетом (МПК);

– Международной федерацией по виду спорта;

– Минспорттуризмом России;

– Национальной антидопинговой организацией стран текущего пребывания спортсмена.

Сотрудник отдела Антидопингового контроля (далее – АДК) входит в состав Оргкомитета или Главной судейской коллегии по проведению соревнований

Судейская коллегия на соревнованиях выделяет 1-3 судей, ответственных за явку спортсменов на пункт допинг-контроля.

Главная судейская коллегия обязана обеспечить представителей АДК стартовыми и итоговыми протоколами, информировать о выступлении спортсменов.

Командирование, аренда помещений для работы, обеспечение напитками для допинг-контроля, оплата спец транспорта, связи, проживания, питания – осуществляется ГУ «Центр спортивной подготовки сборных команд» Минспорттуризма России (далее – ГУЦСП).

Расселение сотрудников отдела АДК отдельно от участников соревнования без права подселения к ним посторонних лиц.

Организаторы соревнований обязаны обеспечить условия для допинг-контроля, в том числе пропусками с грифом «пропуск всюду» (раздевалки, подходы, финиш, помост, поле, дорожка, ринг) легковой транспорт и т. д..

Тестированию подлежат:

– члены сборных;

– спортивных организаций, клубов, обществ

– учащиеся ДЮСШ, УОР.

16.3 Процедура допинг - контроля состоит:

– из отбора проб (А и В);

– доставки проб в ГПАДЦ;

– физико-химические исследования проб и оформления заключения по анализу (проб А);

– проведение контрольного исследования пробы Б;

– наложение санкций.

Представители АДК и федераций обязаны ознакомить спортсменов, тренеров, врачей и руководителей команд с процедурой контроля.

В качестве пробы по правилам ВАДА производится отбор мочи или крови с соблюдением правил асептики и антисептики.

Допинг-контроль проводится на соревнованиях по одному из видов регламента ВАДА, медицинской комиссии МСФ, а также регламента, утвержденного главной судейской коллегии.

Пример классического регламента допинг -контроля:

обязательному допинг - контролю подлежат:

– призёры, а так же спортсмены (по жребию);

– в командных соревнованиях (1-2 спортсмена от команд, занявших первые три места, а также от команды выбранной по жребию);

– спортсмен может быть тестирован несколько раз в течение соревнований.

На технологическом совещании представителей команд, судей перед соревнованиями объявляется выбранный тип регламента, который не меняется в течение соревнований (исключение – изменение внести вправе представитель МСФ или Главная судейская коллегия).

По решению главной судейской коллегии АДК вправе подвергнуть тестированию спортсмена, вызывающего подозрение своим поведением, внешним видом, неадекватными реакциями (ситуационный регламент).

Спортсмену, выбранному в результате жеребьёвки, сразу же после окончания соревнования вручается уведомление, где сообщается о месте, времени взятии пробы (ставит подпись и обязан явиться не позднее, чем через один час). Неявка или отказ расценивается как факт применения допинга, к нему применяются соответствующие санкции.

Порядок взятия проб.

По прибытии спортсмена руководитель допинг-пункта знакомит его и сопровождающего с правилами процедуры взятия проб, спортсмен расписывается.

Спортсмен выбирает из нескольких предложенных упаковку, в которой имеются два флакона и один мочеприёмник.

В мочеприёмник под наблюдением сотрудника допинг-контроля должно быть взято не менее 75 мл мочи.

При этом одежда спортсмена не должна препятствовать наблюдению за мочеиспусканием.

Спортсмен сам разливает равное количество мочи в два флакона и плотно их закрывает.

В мочеприёмнике по остаткам мочи измеряется плотность и удельный вес и заносится в протокол.

Руководитель допинг-пункта убеждается, что оба флакона плотно закрыты, герметично опрессовывает, маркирует их кодовым номером, выбранным спортсменом.

Руководитель пункта записывает в протокол кодовый номер и перечень медикаментов, принятых спортсменом за последние три дня (спортсмен проверяет, подписывает, тоже производит сопровождающий и представитель АДК, копия протокола дается спортсмену).

Опечатанные флаконы в контейнере отправляются спецтранспортом в Государственное предприятие Антидопингового центра (ГПАДЦ) и сдаются под расписку на анализ.

Регистрационные протоколы, содержащие фамилию, имя, отчество спортсмена и код флаконов опечатываются и передаются в управление научно-методического обеспечения ГУЦСП, где хранятся в сейфе до получения результатов анализа проб. Данные заносятся в компьютер. Возможна перекодировка по распоряжению Минспорта России, председателя АДК и соответствующей федерации.

Приложение 1: Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности»(ФК).

1.Предмет и метод дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности».

2.Предпосылки и история возникновения спортивного права.

3. Классификация форм (источников) права в Российской Федерации.

4.Цели и задачи законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

5.Система правовых актов о физической культуре и спорте в Российской Федерации, перспективы ее развития.

6.Конституция Российской Федерации о регулировании различных аспектов (направлений, сторон). функционирования и развития физической культуры и спорта как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

7.Роль государства в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. 8.Принципы государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

9.Компетенция Министерства спорта Российской Федерации.

10.Компетенция органов исполнительной власти субъектов в области физической культуры и спорта.

11.Сущность и содержание Международной хартии физ. воспитания и спорта.

12.Сущность и содержание Спортивной хартии Европы.

13.Сущность и содержание законов о спорте различных стран мира (на конкретном примере по выбору студента).

14.Олимпийская хартия: основные нормы и правила регулирования Олимпийского движения.

15.Олимпийское движение (гл. I Олимпийской хартии МОКа).

16.МОК: юридический статус, членство, организация.

17.Олимпийская хартия: основные нормы и правила регулирования деятельности международных федераций по видам спорта.

18.Правовое положение НОКов (ОХ МОК).

19.Олимпийская хартия: основные нормы и правила организации и проведения Олимпийских игр.

20.Структура и основное содержание ФЗ № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» как правового регулятора современных отношений в сфере физической культуры и спорта.

21.Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о полномочиях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта.

22.Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации деятельности в области физической культуры и спорта (гл.2 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»).

23.Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о правовом статусе общероссийских, региональных и местных федераций.

24. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан Адаптивная физическая культура (гл.3 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»).

25. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о подготовке спортивного резерва (гл.4).

26. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» о спорте высших достижений (гл.5).

27. Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта (ФЗ «О физической культуры и спорта в Российской Федерации», гл.6).

28 . Комплекс ГТО. Физкультурно-спортивные клубы и их объединения, основная деятельность которых направлена на реализацию комплекса ГТО (Глава 3.1).

29. Рассмотрение споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений (Глава 5.1)

30 . Указы и распоряжения Президента Российской Федерации как инструмент нормативно-правового регулирования определенных правоотношений в сфере физической культуры и спорта.

31. Организационно-правовые формы некоммерческих Физкультурно-спортивных организаций.

32. Организационно-правовые формы коммерческих Физкультурно-спортивных организаций.

33. Особенности создания и организации деятельности некоммерческой физкультурно-спортивной организации.

34. Нормативно-правовые основы государственной регистрации физкультурно-спортивных организаций как юридических лиц.

35. Особенности создания и деятельности коммерческих физкультурно-спортивных организаций.

36. Нормативно-правовые основы учреждения и деятельности спортивных школ (создание, цели, задачи, критерии деятельности).

37. Олимпийский комитет России. Нормативно-правовые основы деятельности. Юридический статус.

38 . Правовой статус сборных команд по видам команд.

39. Структура и содержание правил спортивных соревнований (на примере вида спорта специализации)

40. Структура и содержание положения о спортивном соревновании (на примере вида спорта).

41 Особенности заключения трудовых договоров в сфере физической культуры и спорта.

42. Структура и содержание трудового договора спортсмена.

43. Общая характеристика прав потребителей физкультурно-спортивных товаров и услуг.

44. Учредительные документы физкультурно-спортивной организации.

45.Юридическая ответственность в сфере физической культуры и спорта, ее виды..46 46.Гражданско-правовая ответственность участников отношений в области физической культуры и спорта

47. Дисциплинарная и административная ответственность работников физической культуры и спорта.

48. Уголовная ответственность работников физической культуры и спорта.

49. Социальная защита спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций.

50. Система льгот в области физической культуры и спорта.

51.Внешнеэкономическая деятельность в области физической культуры и спорта

52.Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации»: на период до 2020 года (структура, содержание).

53. Структура, содержание подпрограммы №1 «Развитие ФК и массового спорта» Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на период до 2020 года.

54. Структура, содержание подпрограммы №2» Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на период до 2020 года.

55. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий

56. Принципы законодательства РФ о физической культуре и спорте в РФ.

57. Права и обязанности спортсмена. Трудовой договор о спортивной деятельности.

58..Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий

Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» (АФК).

1. Предмет, метод, источники дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности»

2. Правовые основы Паралимпийского, Сурдлимпийского движения России, Специальной Олимпиады России и развития адаптивной физической культуры (АФК).

3.Конституция Российской Федерации о регулировании функционирования и развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4.Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ГА ООН,

03.12, 1982 года), цели документа, задачи, содержание.

5. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов(ГА ООН,20.12.1993года): цели документа, содержание, целевые области для создания равных возможностей.

7..Характеристика законодательства зарубежных государств о реализации концепции равных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сущность и содержание законов об адаптивной физической культуре различных стран мира (на конкретном примере по выбору студента).

8. Роль государства в развитии физической культуре в Российской Федерации. Принципы государственной политики в сфере физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры и спорта.

9.Компетенция Министерства спорта Российской Федерации в сфере ФК и С, АФК.

10Европейская антидопинговая конвенция, как первый международный документ по борьбе с допингом в спорте

11.Сущность и содержание Международной хартии физического воспитания и спорта.

12 Сущность и содержание спортивной хартии Европы.

13. Сущность и содержание законов о спорте и адаптивной физической культуре различных стран мира (на конкретном примере по выбору студента).

14. Европейская конвенция « Против насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, в частности, футбольных матчей» (1985, СЕ).

15. Европейский Манифест « Молодые люди и спорт» (1995г.).

16. Олимпийская хартия: основные нормы и правила регулирования Олимпийского движения.

17. Олимпийская хартия: основные нормы и правила регулирования деятельности международных федераций по видам спорта.

18. Олимпийская хартия: основные нормы и правила организации и проведения Олимпийских игр.

19. Олимпийское движение и его деятельность (гл. 1 Олимпийской хартии МОК).

20. МОК: юридический статус, членство, организация, меры и санкции (гл.2 Олимпийской хартии МОК).

21. Правовой порядок организации и проведения Олимпийских игр (гл. 5 Олимпийской хартии МОК).

22. Правовой статус МПК (Международного паралимпийского комитета).

23. Юридический статус паралимпийского, сурдлимпийского комитетов и Специальной Олимпиады в Российской Федерации, их цели и задачи.

24. Структура и основное содержание ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ как правового регулятора современных отношений в сфере физической культуры и спорта.

25 Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации деятельности в области физической культуры и спорта (гл.2 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»).

26. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о правовом статусе общероссийских, региональных и местных федераций.

27. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» об организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий.

28. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов. (гл. 3 Федерального Закона « О физической культуре и спорте в Российской Федерации

29. Федеральный закон «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации» о подготовке спортивного резерва (гл.4)

30. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» о спорте высших достижений (гл.5)

31. Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта (Федеральный Закон «О физической культуры и спорта в Российск

На сегодняшний день применение допинга стало одной из самых актуальных проблем в мировом спортивном движении. Допинговые скандалы происходят на глазах у миллиардов зрителей и наносят невосполнимый ущерб репутации государства и всему спорту.

По данным Интерпола мировой оборот допинговых средств превышает оборот наркотиков. В Российской Федерации наблюдается тенденция к развитию аналогичной ситуации. К сожалению, в глазах мировой общественности существует стереотип, что Россия – это мировой лидер в производстве и применении допинга. Такие подозрения не являются беспочвенными. Ситуация с антидопинговой деятельностью в нашей стране внушает тревогу: нет формализованной национальной антидопинговой организации, нет законодательства на тему борьбы с допингом, отсутствует систематическая информационно-образовательная работа в спортивной и молодежной среде. Вместе с постоянными допинговыми скандалами с участием российских спортсменов все вышесказанное приводит к тому, что существующая ситуация является крайне неблагоприятной, наносит ущерб национальному имиджу, и делает наш спорт практически беззащитным перед давлением со стороны международных антидопинговых организаций.

В московском спорте проблема допинга является одной из самых актуальных. За последнее время доля молодежи, занимающейся физической культурой и спортом, значительно увеличилась, одновременно участились случаи применения допинговых средств в детском и молодежном спорте.

Выборочный антидопинговый контроль, проведенный в некоторых клубных командах города Москвы, показал, что большое количество спортсменов, в том числе молодых, регулярно применяют допинговые вещества. Проблема использования запрещенных веществ особенно остра среди категорий спортсменов, в отношении которых не проводится допинг-контроль.

Примерно третью часть от общего числа допинговых средств составляют наркотические и психотропные вещества, что напрямую связано с проблемой наркомании.

Назрела необходимость в срочных мерах по противодействию распространения допинга в спорте, особенно в детском и молодежном. В первую очередь необходимо разработать и внедрить антидопинговые информационно-образовательные программы. Важно также организовать проведение антидопингового контроля на всех этапах подготовки московских спортсменов.

По существующей практике, сегодня в России антидопинговый контроль проводится исключительно в спорте высших достижений. Процесс подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы и Департаменту образования города Москвы, находится вне зоны антидопингового контроля.

Для эффективной борьбы с допингом в московском спорте необходимо объединить усилия различных ведомств: Департамента физической культуры и спорта города Москвы, Департамента образования города Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы, Управления Федеральной Службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве и других заинтересованных организаций.

Антидопинговая политика в мире.

Деятельность национальных антидопинговых организаций базируется на следующих международных документах: Всемирного антидопингового Кодекса ВАДА, Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте и Конвенции Совета Европы против применения допинга.

В последнее время в деятельности как ВАДА, так и Совета Европы и ЮНЕСКО появились новые акценты. Эти организации перемещают центр тяжести своих усилий с собственно допинг-контроля на превентивные меры по предотвращению применения допинга не только в профессиональном спорте, но и в обществе в целом. Для этих целей страны – участницы обязаны развивать информационно-образовательные программы, проводить пропагандистские акции, принимать меры по борьбе с допинг-трафиком, а также вносить изменения в национальные законодательства для юридического обеспечения всего комплекса мер.

Страны, которые не приводят спортивную инфраструктуру в соответствие с этими принципами, ставят под сомнение свою репутацию и рискуют быть постоянными фигурантами громких допинговых скандалов, в том числе на глазах у миллиардов зрителей, наблюдающих крупные спортивные соревнования, особенно Олимпийские игры.

В 2003 году Россия подписала Всемирный антидопинговый Кодекс и антидопинговые правила российского спорта приведены в соответствие с этим документом. В 2006 году Россия ратифицировала Международную конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте. Россия активно участвует в работе Совета Европы по антидопинговой политике.

Для сохранения лидирующих позиций Москвы и России в мировом спорте, особенно при жесткой конкуренции за право проведения крупных международных соревнований, необходима кардинальная модернизация национальной антидопинговой системы в нашей стране.

Спорт высших достижений и его антидопинговая политика являются мощным инструментом формирования национального имиджа. Департамент физической культуры и спорта города Москвы, выступив с инициативой разработать Московскую комплексную антидопинговую программу «Честный спорт», осознает масштаб опасности, исходящей от допинга.

Московская комплексная антидопинговая программа «Честный спорт» разработана в соответствии с положениями Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте, Всемирного антидопингового Кодекса, международными стандартами организации антидопинговой деятельности. Программа признает организующую роль Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) в принятии единых стандартов и координации антидопингового движения во всем мире, а также роль официальных российских антидопинговых инстанций системы Росспорта и Олимпийского комитета России.

Целевой аудиторией Программы являются учащиеся образовательных учреждений спортивной направленности, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы, а также спортивные врачи и тренеры системы Москомспорта.

Для реализации и координации Программы в ГУ «ЦСТ Москомспорта» создан Отдел антидопингового мониторинга и профилактики (ОАМП).

ГУ «ЦСТ Москомспорта» в лице ОАМП координирует выполнение Программы, включая оценку деятельности спортивных организаций и учреждений в сфере борьбы с допингом, и предоставляет ежегодные отчеты о своей работе в Департамент физической культуры и спорта города Москвы, а также готовит изменения и дополнения к настоящей Программе, если таковые потребуются.

В борьбе с допингом международные и национальные спортивные федерации, а также и государства применяют различные формы и методы, а именно: правовые – посредством принятия нормативных правовых актов; организационные – создание и наделение специальными юрисдикционными полномочиями соответствующих органов; финансово-экономические.

В совокупности это позволяет применять: запретительные меры воздействия, носящие предупредительный (профилактический) характер; пресекательные меры воздействия; в зависимости от тяжести совершенного лицом правонарушения (деликта) в виде проступка (дисциплинарного, гражданско-правового) или преступления – к виновному в соответствии с установленной процедурой могут применяться различные меры юридического воздействия, в том числе и в виде дисквалификации.

Правоприменительными полномочиями наделяются национальные и международные спортивные органы (федерации, спортивные инстанции) и государственные структуры (судебные и правоохранительные). Например , в феврале 2013 г. ФИФА дисквалифицировала до 21 января 2015 г. игрока сборной Перу по футболу Жоэля Санчиса за допинг, который у него нашли после матча отборочного турнира к чемпионату мира-2014. В октябре 2012 г. после матча против сборной команды Боливии (1:1) у Санчиса нашли запрещенный препарат – метилгексанамин, который входит в состав некоторых БАД и оказывает стимулирующее воздействие на организм, повышая способность к концентрации и работоспособность.

Кроме того, уличенные в допинге лица несут весьма солидные имиджевые и финансовые потери в виде прекращения спонсорства и разрыва рекламных контрактов. Так, японская автомобильная компания Nissan решила свернуть свою маркетинговую активность в велосипедном спорте. Nissan отказался от титульного спонсорства команды "Трек", которой владеет одноименный производитель велосипедов. Логотип японской компании больше не будет размещаться на экипировке велогонщиков этой команды. Эксперты связывают это с громким допинговым скандалом, разгоревшимся вокруг семикратного победителя престижнейшей велогонки Тур де Франс американского велогонщика Лэнса Армстронга, который под грузом неопровержимых улик признался в многолетнем применении допинга. Это сильно ударило по имиджу всего профессионального велоспорта.

В Закон о физической культуре и спорте были внесены изменения , направленные на дальнейшее совершенствование механизмов противодействия использованию допинговых средств и методов в спорте. В частности, введено законодательное определение понятия "допинг", под которым в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.

Нарушением антидопингового правила являются одно или несколько нарушений и, в частности: наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в соревновании; отказ спортсмена явиться на взятие пробы; фальсификация элемента допинг-контроля; обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом ВАДА; использование или попытка использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена.

Законом предусмотрено расширение перечня мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним. Кроме того, определены полномочия федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта в целях реализации мер по предотвращению допинга. Регламентированы обязанности общероссийских спортивных федераций и организаторов спортивных мероприятий но предотвращению допинга в спорте. Законодательно закреплен правовой статус общероссийской антидопинговой организации и определены ее полномочия.

Стимулированию принадлежит важная роль в достижении искомого результата во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области спортивных достижений. Организаторы соревнований заблаговременно объявляют о сумме вознаграждения для победителя и других призеров. Национальные федерации для дополнительного стимулирования своих спортсменов также объявляют о сумме выплаты за призовые места. Это является определенным сдерживающим фактором для возможности применения спортсменами запрещенных стимулирующих средств.

В США с 1984 г. олимпийские премии для всех спортсменов на протяжении долгих лет оставались неизменно символическими: 25, 15 и 10 тыс. долл, за золото, серебро и бронзу. К летним Олимпийским Играм в Лондоне 2012 г. эти суммы, благодаря специальному национальному фонду, были увеличены соответственно до 250, 150 и 100 тыс. долл.

Ранее в Канаде не поощряли денежными премиями своих олимпийских призеров. Считалось высшей наградой выступать за национальную команду. Это правило действовало до декабря 2009 г. Затем назначили денежное вознаграждение за олимпийские медали – 20, 15 и 10 тыс. канадских долл.

Казахстан, оставшийся без олимпийских медалей в Турине-2006, решил значительно усилить стимулирование призеров олимпиады. Чемпионам предназначалось 250 тыс. долл., вторым призерам – 150 тыс. долл, и 75 тыс. долл. – за третье место.

Украина выделила для своих олимпийцев-призеров 140 тыс. долл, за золото, 100 тыс. долл, за серебро и 70 тыс. долл, за бронзу. Такие же суммы получают и их тренеры.

Эстонские олимпийцы получают от государства 100 тыс. евро за первое место, 70 тыс. – за второе и 45 – за третье. Тренеры победителей и призеров Олимпиады получат вознаграждение в размере половины от суммы, которая полагается их воспитанникам. В Латвии олимпийскому чемпиону государство выделяет 50 тыс. долл., вице-чемпиону – 25 и 15 – бронзовому призеру.

В Норвегии, Северной Корее, Швеции, Новой Зеландии и еще в ряде стран не принято платить спортсменам за олимпийские награды. Они сражаются за престиж страны и могут рассчитывать только на памятные значки-грамоты, а также щедрость спонсоров.

За победы в других престижных международных соревнованиях государства также щедро стимулируют своих спортсменов. Например, в случае победы на чемпионате мира по футболу в ЮАР (2010) каждому из игроков национальными футбольными федерациями было обещано: сборной Испании – по 550 тыс. евро; сборной Аргентины – по 520 тыс. евро; сборной Англии – по 470 тыс. евро; сборной Германии – по 250 тыс. евро .

Совсем другой уровень призовых определен в шахматах, значительно уступающим в популярности таким игровым видам спорта, как футбол, хоккей, баскетбол. Членам сборной мужской команды России по шахматам за победу в шахматной Олимпиаде 2010 г. в соответствии с заключенным контрактом должны были заплатить по 50 тыс. долл, каждому игроку, за второе место – по 25 тыс. и за третье – по 15 тыс. Членам сборной женской команды России по шахматам за первое место предусмотрено было заплатить по 25 тыс. долл., за второе – по 12 тыс. и за третье – по 8 тыс. долл .

Несмотря на значительное увеличение призового фонда, годовые бюджеты ведущих российских шахматистов по-прежнему продолжают оставаться в несколько раз меньше бюджетов таких шахматистов, как Виши Ананд (Индия), Магнус Карлсен (Норвегия), Веселии Топалов (Болгария).

Для российских олимпийцев размер вознаграждений за призовые места постоянно увеличивается. В Ванкувере-2010 по сравнению с зимними Олимпийскими играми в Турине они возросли для спортсменов в три раза, а для паралимпийцев – почти в 30 раз. Российским олимпийцам, ставшим золотыми, серебряными и бронзовыми призерами зимней Олимпиады в Ванкувере-2010, в качестве поощрения государство гарантировало соответственно напрямую 100, 60 и 40 тыс. евро.

Помимо этого спортсмены, ставшие призерами, получают дополнительное вознаграждение от своих федераций (до 100 тыс. долл.), региональных органов государственной власти, спортивных клубов и частных спонсоров. Некоторые губернаторы олимпийским призерам выделяют бесплатные квартиры, земельные участки или вкладывают финансовые средства в создание спортивных школ имени прославленных земляков. Кроме того, от Фонда поддержки олимпийцев каждый призер Олимпиады получает по автомобилю ценой около 3 млн руб.

Рейтинг российских олимпийцев, ставших призерами зимней Олимпиады в Ванкувере-2010 по сумме полученных премиальных от государства, федераций и регионов без учета спонсорских премиальных сумм и обязательного для каждого призера автомобиля, выглядел следующим образом.

  • 1. Ольга Зайцева (биатлон). Призовые: 15,3 млн руб. Медали: золото и серебро.
  • 2. Евгений Устюгов (биатлон). Призовые: 11,1 млн руб. Медали: золото и бронза.
  • 3. Никита Крюков (лыжные гонки). Призовые: 8 млн руб. Медаль: золото.
  • 4. Анна Богалий-Титовец, Ольга Медведцева, Светлана Слепцова (биатлон, эстафета). Призовые: 7,5 млн руб. Медаль: золото.
  • 5. Иван Скобрев (конькобежный спорт). Призовые: 6,3 млн руб. Медали: серебро и бронза.
  • 6. Александр Панжинский (лыжные гонки). Призовые: 4,8 млн руб. Медаль: серебро.
  • 7. Евгений Плющенко (фигурное катание). Призовые: 4 млн руб. Медаль: серебро.
  • 8. Иван Черезов, Максим Чудов, Антон Шипулин (биатлон, эстафета). Призовые: 3,25 млн руб. Медаль: бронза.
  • 9. Екатерина Илюхина (сноуборд). Призовые: 3 млн руб. Медаль: серебро.
  • 10. Оксана Домнина и Максим Шабалин (парное фигурное катание). Призовые: 2,5 млн руб. Медаль: бронза.
  • 11. Николай Морилов и Алексей Петухов (лыжные гонки). Призовые:
  • 2.5 млн руб. Медаль: бронза.
  • 12. Наталья Коростелева и Ирина Хазова (лыжные гонки). Призовые:
  • 2.5 млн руб. Медаль: бронза.
  • 13. Алексей Воевода и Александр Зубков (бобслей). Призовые: 2,1 млн руб. Медаль: бронза.
  • 14. Александр Третьяков (скелетон). Призовые: 2 млн руб. Медаль: бронза.

В сезоне-2010 в структуре медицинского комитета РФС был создан совет комиссаров, уполномоченный на взятие допинг-проб у игроков футбольных клубов премьер-лиги в шесть раз больше по сравнению с 2009 г. Пробы берутся не только выборочно у отдельных игроков, но и у всей команды. Процедуру проверки на допинг проводят три человека: комиссар РФС, представитель антидопингового агентства и врач команды. Ранее эту работу поручали выполнять одному врачу футбольной команды.

5 ноября 2010 г. в штаб-квартире Международной федерации лыжных видов спорта (далее в данной главе – FIS) в Оберхофен-ам-Тунерзее (Швейцария) состоялось заседание Антидопинговой комиссии FIS, на которой был рассмотрен отчет Ассоциации лыжных видов спорта России (далее в данной главе – АЛВСР) о борьбе с допингом. После этого комиссия рекомендовала запланированному на следующий день Совету FIS снять или ужесточить санкции в отношении АЛВСР, вынесенные 2 июня 2010 г. на 47-м конгрессе FIS в турецкой Анталье. Максимальная мера – приостановка членства АЛВСР в FIS на период до четырех лет. Это означало бы, что на домашних Играх в Сочи-2014 не смогли выступить сборные России сразу по шести видам спорта – лыжным гонкам, прыжкам на лыжах с трамплина, лыжному двоеборью, горнолыжному спорту, сноуборду и фристайлу. Было принято решение о наложении на АЛВСР денежного штрафа.

В сентябре 2011 г. WAD А утвердило новый список запрещенных веществ и методов на 2012 г. на заседании исполнительного комитета в Лозанне (Швейцария), организованном МОК . Он является обязательным документом для всех организаций, которые приняли всемирный антидопинговый кодекс. Новый список вступил в силу с 1 января 2012 г.

Список запрещает все бета-2 агонисты, за исключением сальбутамола (максимум 1600 мкг в течение 24 ч), салметерола, а теперь и формотерола (максимально 36 мкг в течение 24 ч). Не нашел своего решения вопрос о бета-2 агонистах. Он по-прежнему будет в центре внимания научно-исследовательской деятельности WADА для того, чтобы гарантировать, что введение больших доз этих веществ запрещено, но необходимо для надлежащего ухода и лечения астматических заболеваний у спортсменов.

Па Олимпиаде-2012 в Лондоне планировалось применять новый шведский метод по выявлению запрещенных препаратов в крови. Он был разработан при содействии ВАДА и является недорогостоящим, эффективным и простым в применении по сравнению с уже имеющимися. Если ранее надо было ждать результат в течение трех суток, то этот метод позволяет определить итоговый результат уже через сорок минут .

24 мая 2012 г. в Москве состоялась вторая Общероссийская научно-практическая конференция на тему: "Допинг в спорте: риски, противодействие, профилактика". Мероприятие было организовано Российским антидопинговым агентством совместно с Минспорттуризма России, Общероссийской общественной организацией "Лига здоровья нации" и Комиссией Общественной палаты РФ по здоровью нации, развитию спорта и туризма. Infox.ru провел прямую трансляцию конференции на этой странице, ее можно посмотреть в записи в любое удобное время.

Антидопинговое сообщество сегодня вынуждено признать, что современная антидопинговая система до сих пор еще недостаточно эффективна. В спортивной практике постоянно появляются новые субстанции, способствующие улучшению спортивных результатов, обнаружить которые с помощью традиционных методов становится все сложнее. Недостаточную эффективность действующей антидопинговой системы можно преодолеть, объединив усилия антидопинговых организаций и разработав новые механизмы борьбы с допингом в спорте.

Такими механизмами могут быть биологический паспорт спортсмена, целевое тестирование, сотрудничество с правоохранительными органами, максимально эффективное использование информационных ресурсов при планировании тестов и др.

Биологический паспорт спортсмена представляет собой систему сбора и обработки информации о биологических параметрах спортсмена, изменения в которых косвенно свидетельствуют об использовании запрещенных препаратов или запрещенного метода.

В России благодаря усилиям Российского антидопингового агентства "РУСАДА" уже с 2010 г. используется биологический паспорт спортсмена. Известно, что эритропоэтин можно "ловить" только несколько дней, а переливание собственной крови вообще тяжело обнаружить. Паспорт позволяет разработать для спортсмена "легенду", что и в какие сроки происходило в прошлом с его организмом. Путем мониторинга и сбора информации строится прогноз о том, как именно запрещенная субстанция использовалась, и в нужный момент это выявляется путем прямого тестирования. Биологический паспорт выполняет и карательную функцию, выражающуюся в том, что ряд его показателей может быть использован для применения дисциплинарных мер.

Программа биологического паспорта спортсмена разрабатывается с 2002 г. С 1 декабря 2009 г. было одобрено "Руководство по созданию и использованию биологического паспорта спортсмена". После этого все антидопинговые организации получили возможность использовать в своей работе программу биологического мониторинга.

Концепция паспорта основана на знании эффектов и побочных эффектов действия препаратов в медицинской практике. В отличие от обычного допинг-контроля постоянный мониторинг дает возможность косвенного выявления допинга. Большее внимание уделяется выявлению следов присутствия субстанции в организме спортсмена. Обычно эффект воздействия субстанции на организм наблюдается значительно дольше, чем присутствие самой субстанции, которая может быть быстро выведена из организма. Допинг применяется по-разному, зачастую длительным курсом, когда препарат вводится неделями и даже месяцами. Паспорт состоит из трех модулей: гематологического, стероидного и эндокринного.

Гематологический модуль посвящен параметрам крови и позволяет отследить влияние на ее кислородную емкость. В специальную компьютерную программу заносятся все показатели крови спортсмена (гемоглобин, ретикулоциты, гематокрит и др.), индивидуальные данные человека (пол, возраст, национальность и др.), на основании которых программа устанавливает границы физиологических значений параметров крови для данного спортсмена.

Второй модуль – стероидный . Принцип его действия такой же – оценить влияние стероидов на функциональные возможности человека при помощи отслеживания и контроля определенных маркеров. Все это касается и эндокринного модуля: здесь оценивается влияние на эндокринную систему в целом, в большей степени это связано с сомато- тропным гормоном.

В настоящий момент в действие введен только гематологический (кровяной) модуль биологического паспорта.

В начале июля 2012 г. впервые в России по данным биологического паспорта Всероссийская федерация легкой атлетики приняла решение о двухлетней дисквалификации трех известных легкоатлеток: 29-летней Евгении Зинуровой – чемпионки Европы 2011 г. на 800 м в помещении; 31-летней Наили Юламановой – чемпионки Европы 2010 г. в марафоне; 33-летней Светланы Клюки – 2-е место на чемпионате Европы 2006 г. и 4-е место на Олимпийских играх в Пекине па 800 м.

Олимпийские игры-2012 в Лондоне, как и ожидалось, в целом были признаны чистыми от употребления допинга. На начало последнего соревновательного дня Игр в употреблении запрещенных препаратов были уличены 11 спортсменов. Особенностью является то, что теперь отрицательные допинг-пробы, взятые в Лондоне-2012, впоследствии могут быть признаны положительными в течение восьми лет – по мере усовершенствования оборудования, позволяющего выявить в анализах запрещенные стимуляторы. Таким образом, вплоть до 2020 г. призеры летних Олимпийских игр 2012 г. могут быть уличены в употреблении допинга и лишены наград.

  • См.: Зарудный П. Мяч на троих не делится // Российская газета. 2010. 3 июня.
  • См.: Васильев Ю. Илья Левитов: "Мы не впереди паровоза, мы его догоняем" // Спорт-Экспресс. 2010. 17 сент.
  • См.: РИА Новости. 2011. 17 сент.
  • См.: Допинг // Спорт-Экспресс. 2012. 27 апр.
  • Цит. по: Рерих Е. Клюгин Сергей: "Чтобы высоко прыгать, Ухову нужен кураж" // Спорт-Экспресс. 2012. 25 авт.
  • Фев 25, 2015 Фев 25, 2015 by vaulter

    Проблема допинга является одной из самых сложных в современном спорте. Применение допинга спортсменами не только наносит ущерб их собственному здоровью, но и подрывает идеологические основы спорта.

    Эта проблема содержит и нравственный аспект: ведь употребление допинга ведёт к неравенству условий для участников соревнований, и это неравенство вытекает не из уровня подготовленности, что предусматривается правилами соревнований в любом виде спорта, а определяется уровнем развития фармакологической промышленности, медицинской науки и экономическими возможностями их привлечения в спортивную сферу.

    Допинг в спорте — это фармакологические препараты, методы и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата.

    В настоящее время к допинговым средствам относят препараты следующих групп :

    • Стимуляторы (стимуляторы центральной нервной системы, симпатомиметики, анальгетики).
    • Наркотики (наркотические анальгетики).
    • Анаболические стероиды и другие гормональные анаболизирующие средства.
    • Бетаблокаторы.
    • Диуретики.

    К допинговым методам относятся :

    • Кровяной допинг.
    • Фармакологические, химические и механические манипуляции с биологическими жидкостями.

    С точки зрения достигаемого эффекта спортивные допинги можно условно разделить на две основные группы :

    1. препараты, применяемые непосредственно в период соревнований для кратковременной стимуляции работоспособности, психического и физического тонуса спортсмена;
    2. препараты, применяемые в течение длительного времени в ходе тренировочного процесса для наращивания мышечной массы и обеспечения адаптации спортсмена к максимальным физическим нагрузкам.

    По мнению многих специалистов использование допинга во время Олимпийских игр началось с самого дня основания соревнований в 776 г. до н. э. Участники игр принимали галлюциногенные и болеутоляющие экстракты из грибов, различных трав и вина, и тогда это было не запрещено.

    Первый зарегистрированный современный случай употребления допинга всплыл в 1865 г. с голландскими пловцами, использовавшими стимуляторы. В том же году зарегистрировали и первую жертву: от употребления допинга умер спортсмен-велосипедист. Это, впрочем, никого не остановило: к моменту возобновления в 1896 г. Олимпийских игр спортсмены уже довольно широко пользовались стимуляторами.

    На Олимпийских играх 1904 г. американца Томаса Хикса, выигравшего марафонский забег, откачивали четверо врачей после приёма бренди с добавлением кокаина и стрихнина в качестве стимулятора. К 1932 г. спринтеры экспериментировали с нитроглицерином, пытаясь расширить их коронарные артерии, а позже они начали экспериментировать с бензидрином.

    Но реальным началом современной эры допинга нужно считать 1935 г., когда был создан инъекционный тестостерон, сначала используемый нацистскими докторами для повышения агрессии у солдат, чуть позже он уверенно вошел в спорт с олимпийскими атлетами Германии в 1936 г. на Берлинской Олимпиаде.

    В 1955 г. физиолог Джон Циглер разработал для сборной США по тяжелой атлетике модифицированную молекулу синтетического тестостерона с увеличенными анаболическими свойствами. Это был первый искусственный анаболический стероид - метандростенолон .

    Смерть велосипедиста Кнуда Йенсена во время велогонки на Олимпийских играх в Риме в 1960 г., причиной которой стало применение амфетаминов, ускорила внедрение тестирований спортсменов. В 1966 г. Международный союз велосипедистов и Международная футбольная федерация вводят обязательную процедуру тестирования во время соревнований. В 1967 г. Международный олимпийский комитет создает Медицинскую комиссию и издает первый список запрещенных субстанций.

    Первые тесты на допинг были проведены на Зимних олимпийских играх в Гренобле и Олимпийских играх в Мехико в 1968 г. Большинство международных спортивных федераций начали проводить тестирование к 1970 году. В 1998 году во время велогонки «Тур де Франс» полиция в ходе специального рейда обнаружила большое количество запрещенных препаратов. Это событие, получившее большой общественный резонанс, привело к переоценке роли правительств в противодействии допингу.

    МОК инициировал проведение в 1999 году в Лозанне Первой Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте , в которой приняли участие представители олимпийского движения, правительств, межправительственных и неправительственных организаций. В соответствии с рекомендациями конференции, 10 ноября 1999 г. было создано Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА).

    Основной причиной широкого распространения допинга в современном спорте является убежденность многих тренеров и спортсменов в том, что без применения запрещённых веществ и методов невозможно достичь высоких спортивных результатов. Существующая система допинг-контроля в значительной степени ограничивает масштабы применения спортсменами запрещенных веществ и методов, в основном, в спорте высших достижений. Однако кардинально проблему допинга в современном спорте она не решает. Вопросы, касающиеся применения допинга в спорте, давно привлекают к себе внимание как профессиональных спортсменов, так и людей, занимающихся любительским спортом.

    Основной составляющей любой антидопинговой программы служат мероприятия допинг-контроля. Допинг-контроль - это сложный многоступенчатый процесс, который включает:

    • – планирование тестирования;
    • – предоставление информации о местонахождении;
    • – сбор и транспортировку проб;
    • – лабораторные исследования;
    • – запросы на терапевтическое использование;
    • – обработку результатов;
    • – проведение слушаний и рассмотрение апелляций.

    Спортсмен может быть протестирован в любом месте, как во время, так и вне соревнований, с 6 до 23 ч. При этом количество тестирований в год никак не оговаривается и зависит от плана антидопинговых организаций. Сбор проб осуществляется специально обученным персоналом, инспектором допинг-контроля и инспектором по сбору крови. В проведении мероприятий допинг-контроля участвуют несколько специфических структур и организаций. Планирование сбора проб, непосредственно их сбор и транспортировку, а также обработку результатов проводит антидопинговая организация, выступившая инициатором сбора проб. Исследование проб проводится в аккредитованной ВАДА независимой антидопинговой лаборатории, выбор которой зависит от антидопинговой организации.

    Решение о выдаче разрешения на терапевтическое использование принимает независимый Комитет по терапевтическому использованию, а решение о санкциях к спортсмену - независимый Дисциплинарный антидопинговый комитет. Рассмотрение апелляций спортсменов международного уровня проводит Спортивный арбитражный суд в Лозанне.

    Каждый из разделов допинг-контроля основан на Кодексе, международных стандартах ВАДА, национальных антидопинговых правилах и национальном законодательстве. Система планирования тестирований основывается на оценке риска применения запрещённых веществ в разных видах спорта. Антидопинговые организации анализируют, насколько может быть эффективен допинг в различных видах спорта в соревновательный и тренировочный периоды, и на основании этого планируют сбор проб. Это позволяет проводить тесты целевым образом, а не тестировать всех подряд.

    При планировании тестирований в расчёт берётся ряд показателей, например, сезонный график тренировок и соревнований, требования к физической подготовке в различных видах спорта, возможные схемы приёма различных препаратов, спортивные результаты спортсмена, его предшествующая допинговая история и др.

    Для более эффективного планирования и проведения целевых тестирований была разработана программа по созданию биологического паспорта спортсмен а. Речь идет о системе сбора и обработки информации о некоторых биологических параметрах спортсмена. На основе этой информации становится возможным заподозрить применение различных запрещенных субстанций и методов, что может служить основанием как для внезапного тестирования, так и для применения санкций. В мировой практике уже были случаи дисквалификации спортсменов на основании данных биопаспорта.

    Допинг-контроль является важнейшей составной частью комплексной программы мероприятий, направленных на предотвращение применения спортсменами запрещённых (допинговых) средств.

    Статьи по теме: