Завод серп и молот жилой комплекс. «Серп и Молот»: история места. Развитие собственной инфраструктуры

В конце XIX века французский предприниматель основал здесь Товарищество Московского металлического завода. В советское время его национализировали и создали крупнейший завод на территории Центральной России. Он получил название Московский металлургический завод «Серп и молот».

В советские времена здесь выпускали трубы, изделия из стали, проволоку и металлические листы. После 1990-х годов объем выпускаемой продукции резко уменьшился. Цеха закрывались один за другим, завод окончательно прекратил свою работу в 2011 году.

Хотя это одна из самых старых промзон Москвы, здесь осталось не так много исторических корпусов. Предприятие прошло масштабную реконструкцию в 1970-е годы, на месте старых корпусов возвели новые. Сейчас здесь планируется построить современный городской район с жильем, социальной инфраструктурой, новыми рабочими местами и даже городскими достопримечательностями.

Общая площадь новой застройки - более 1,5 млн кв. м. Интересно, что 30% всей территории промзоны озеленят и благоустроят. Район будет рассчитан на 19 тыс. жителей и на 26,5 тыс. работающих.

Помимо жилья (1,1 млн кв. м) построят также школы, детские сады, поликлинику, паркинги, офисы и другие коммерческие объекты. Здесь появятся медиацентр (172 тыс. кв. м) и Дом культуры и музыки, который откроется на базе бывшего производственного здания, которое ждет реконструкция. Он станет изюминкой не только нового района, но и всего города: проект подготовит одно из ведущих мировых бюро в области строительства концерт-холлов «Бентхем Крауэл» из Голландии.

Это будет самый современный в столице концертный зал на 3,5 тысячи человек, с музыкальными студиями, вокальными классами и другой образовательной музыкальной инфраструктурой.

Концепцию застройки территории завода «Серп и Молот» подготовили в ходе архитектурного конкурса. Его материалы презентовали на Всемирном архитектурном фестивале 2013 года в Сингапуре, где он вызвал живой интерес у мирового архитектурного сообщества. Этот конкурс стал одним из крупнейших событий в современном градостроительстве Москвы: в нем приняли участие 52 сильнейшие архитектурные команды, в состав которых вошли 157 компаний из 17 стран.

Застройщик выбрал концепцию архитектурного бюро LDA Design из Великобритании, прославившегося такими проектами, как Олимпийский парк в Лондоне, реставрация Центрального парка в Нью-Йорке и рядом проектов по реновации промзон в Европе.

Однако по факту их концепция лишь легла в основу, а собственно проект, в том числе первого квартала «Свобода», разрабатывало российское архитектурное бюро «Атриум».

Промзона «Серп и Молот» в районе Лефортово активно реконструируется. Площадь реорганизуемой территории составляет 58 га. Участок ограничен с запада ул. Золоторожский Вал, с юга - шоссе Энтузиастов , с востока - проездом Завода Серп и Молот. В августе 2019 года там открылся парк «Зеленая река» , в котором есть мост на «чашах» с виноградом, амфитеатр с креслами-качелями, лабиринт в «вековом дубе», гигантская песочница и облако пеньков.

В конце XIX века французский предприниматель основал здесь Товарищество Московского металлического завода. В советское время его национализировали и создали крупнейший завод в Центральной России. Он получил название Московский металлургический завод «Серп и Молот».

В советские времена здесь выпускали трубы, изделия из стали, проволоку и металлические листы. После 1990-х годов объем производимой продукции резко уменьшился. Цеха закрывались один за другим, завод прекратил работу в 2011 году.

Как изменится территория бывшей промзоны «Серп и Молот»?

Несмотря на то, что это одна из самых старых промзон Москвы, здесь осталось не так много исторических корпусов. Предприятие прошло масштабную реконструкцию в 1970-е годы, на месте старых корпусов возвели новые.

Сейчас здесь строится современный район с жильем , социальной инфраструктурой, новыми рабочими местами и достопримечательностями.

Площадь новой застройки превышает 1,5 млн кв. метров. Причем 30% территории промзоны озеленят и благоустроят. Район рассчитан на 19 тыс. жителей и 26,5 тыс. работающих.

Помимо жилья (1,1 млн кв. м) здесь появится медиацентр (172 тыс. кв. м) и Дом культуры и музыки, который откроется на базе реконструированного производственного здания. Он станет достопримечательностью не только нового района, но и всего города: проект подготовило одно из ведущих мировых бюро в области строительства концерт-холлов «Бентхем Крауэл» из Голландии.

Это будет современный концертный зал на 3,5 тыс. мест с музыкальными студиями, вокальными классами и другой образовательной инфраструктурой.

Концепцию застройки части территории завода «Серп и Молот» подготовили по заказу компании-инвестора «Донстрой» в ходе архитектурного конкурса . Его материалы презентовали на Всемирном архитектурном фестивале 2013 года в Сингапуре, где он вызвал живой интерес у мирового архитектурного сообщества.

Этот конкурс стал одним из крупнейших событий в градостроительстве Москвы: в нем приняли участие 52 сильнейшие архитектурные команды, в состав которых вошло 157 компаний из 17 стран.

Застройщик выбрал концепцию архбюро LDA Design из Великобритании, прославившегося такими проектами, как Олимпийский парк в Лондоне, реставрация Центрального парка в Нью-Йорке и проектами по реновации промзон в Европе.

Их концепция легла в основу, а сам проект, в том числе первого квартала «Свобода», разрабатывало российское архбюро «Атриум». Его авторы предусмотрели уникальные архитектурные особенности зданий, учли транспортную и экологическую составляющие, сделали акцент на удобство и комфорт людей, запроектировав благоустроенные общественные пространства.

Работы на площадке стартовали в конце 2015 года. Проект «Символ» займет территорию порядка 60 га на границе Центрального округа столицы. Отсюда менее 5 км до Кремля, 1,5 км до Садового кольца, меньше 1 км до Золоторожской набережной реки Яузы и Лефортовского парка.

Строительство первой очереди проекта «Символ» включаетдва участка:

Очередь 1А (малоэтажный квартал «Достоинство», 8-13 этажей) занимает 4,7 га вдоль шоссе Энтузиастов, рядом со станцией метро «Площадь Ильича». Площадь застройки - около 130 тыс. кв. м. Корпус 6 введен в марте 2018 года , ввод остальных корпусов (7-9) - конец 2019 года.

Очередь 1Б (квартал «Свобода» высотой домов до 27 этажей) занимает 6 га в северной части территории, со стороны проезда завода Серп и Молот. Площадь застройки - около 190 тыс. кв. м. В квартал входит пять корпусов (1-5), их ввели летом 2019 года.

В 2019 году началась реализация второй очереди проекта: стартовало строительство квартала («Смелость»), который занимает 1,3 га между кварталом «Свобода» и территорией будущего образовательного центра. Новый квартал состоит из четырех монолитных разновысотных корпусов (10-20-28 этажей) общей площадью 81,5 тыс. кв. м.

На территории промзоны построят две школы на 2375 мест, включая физико-математический лицей, создаваемый в партнерстве с МГТУ им. Баумана. Появится восемь детских садов на 1030 мест, а также детская и взрослая поликлиника площадью 7 тыс. кв. м, объекты спорта, торговли, культуры и досуга. Редевелопмент промзоны планируется завершить в 2025 году.

Летом 2019 года открылся центральный публичный парк «Зеленая река» . Здесь есть мост на «чашах» с виноградом, амфитеатр с креслами-качелями, лабиринт в «вековом дубе», гигантская песочница, облако пеньков. Рассказываем и показываем, что еще можно посмотреть здесь и как добраться.

Дизайн-проекты интерьеров разработаны архбюро «Атриум» (квартал «Свобода») и MAD Architects (квартал «Достоинство»). Внутренние пространства домов продолжают линию пластичной «бионической» архитектуры: как и фасады зданий, интерьеры отличаются плавными изгибами, динамичными формами и контрастной цветовой палитрой, включающей сливочные, древесные и графитовые оттенки.

Для каждого корпуса выбран индивидуальный цвет-акцент, в котором выполнены входные двери в квартиры, изготовленные на заказ почтовые ящики, мягкая мебель во входных группах и декоративные детали интерьера. Так, цветом первого корпуса стал оранжевый, второго - сиреневый, третьего - глубокий зеленый, четвертого - бирюзовый, пятого - ночной синий, седьмого - фиолетовый, девятого - мятный.

В отделке холлов использована инновационная керамика Arch-Skin (сокращенно от Architectural Skin, «архитектурная кожа») - крупноформатные плиты высотой 3 метра создают идеально ровную цельную поверхность, идентичную природному камню.

При этом материал обладает невероятной прочностью и антивандальной стойкостью к любым механическим воздействиям. Также использованы: эмалированное стекло стемалит, закаленное стекло, керамогранит. В лифтовых холлах на стены нанесены удобные навигационные «подсказки» с обозначением этажей и номеров квартир.

В корпусах установлены бесшумные лифты известного производителя Kone (Финляндия) европейской сборки. Квартиры отличаются высокими потолками (3,2-3,5 м) и широкоформатными окнами высотой 2,1 м с высокими показателями по энергоэффективности (за счет стеклопакетов с низкоэмиссионым стеклом и заполнением аргоном).

Новые улицы названы в честь русских путешественников и первооткрывателей

Проезд между шоссе Энтузиастов и ул. Золоторожский Вал стал бульваром Сенкевича в честь ученого и тележурналиста, ведущего популярной передачи советского и российского телевидения «Клуб путешественников» Юрия Александровича Сенкевича.

Проезд между шоссе Энтузиастов и Третьим транспортным кольцом (ТТК) получил имя Григория Ивановича Шелихова - исследователя и мореплавателя, который в XVIII веке возглавил экспедицию в Русскую Америку, основавшую первые русские поселения в Северной Америке.

Дорога от шоссе Энтузиастов вглубь территории новой застройки стала проездом Невельского. Она названа в честь российского адмирала, известного исследователя Дальнего Востока и первооткрывателя острова Сахалин Геннадия Ивановича Невельского.

Главной улице - от ул. Золоторожский Вал до проезда Завода Серп и Молот - планируется дать имя великого русского мореплавателя и адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна. Он совершил первую русскую кругосветную экспедицию.

Далекое сельское прошлое
Территория, в современной Москве ограниченная шоссе Энтузиастов, улицей Золоторожский Вал и проездом Завода Серп и Молот, в XVI веке входила в состав владений монастырского села Карачарова, которое принадлежало Спасо-Андроникову монастырю. Почти три столетия этот участок служил пахотными и выгонными угодьями – по крайней мере, упоминаний о каких-либо поселениях здесь в летописях не сохранилось.

В 1649 у села Карачарова и Андроникова монастыря под городской выгон были отмежеваны обширные участки земли, среди которых оказалась и часть интересующей нас территории. В конце XVII века здесь началось возведение резиденций знати и царей, а в 1730-х годах в ходе устройства дворцово-паркового комплекса, известного как Летний Анненгоф, к востоку от него была посажена Анненгофская роща. Если бы роща сохранилась до наших дней, то своей южной оконечностью она вошла в состав нового многофункционального района на месте завода, но ее судьба сложилась иначе: 16 (29) июня 1904 все деревья были буквально «сбриты» смерчем, уничтожившим в Москве также Карачарово, Андроново, Лефортовские казармы и часть Сокольников, и дошедшим до Ярославля.

Под эгидой государства
В 1738–1742 Москва была окружена линией Камер-Коллежского вала, ставшего таможенной границей города. На всех основных дорогах появились заставы: на Владимирской – Рогожская, на Рязанской – Покровская, а во 2-й половине XVIII века в районе Лефортова была устроена Проломная застава. В 1764 в ходе секуляризации церковных земель Андроновка и Карачарово перешли в ведение Коллегии экономии. С этого момента начинается новая страница истории этих земель: они расстались со статусом сельхозугодий. Уже в начале XIX века на территориях, прилегавших к заставам, возникают первые фабричные учреждения. Так, например, на Топографической карте окружности Москвы 1818 года с внешней стороны Рогожского Вала показан Дегтярный завод, к югу от деревни Новая Андроновка – Канительный завод.

В начале 1840-х гг. Владимирская дорога была реконструирована, спрямлена и получила название Владимирского шоссе. В 1840 в деревне Новая Андроновка (с севера от новой трассы) возвели Всехсвятскую церковь и высокую колокольню (арх. П.П. Буренин). В 1862 территорию преобразовали в единоверческий Всехсвятский девичий монастырь. В 1873 по линии Владимирского шоссе было выстроено двухэтажное здание Никольской церкви с приделом Покрова (Шоссе Энтузиастов, д.7), в обезображенном виде сохранившееся до нашего времени на территории, непосредственно примыкающей к заводу «Серп и Молот».

Фрагмент «Топографической карты окружностей Москвы», 1852 г. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы
В паутине железных дорог
Едва ли не самое большое влияние на изучаемую территорию оказало развернувшееся с начала 1860-х годов железнодорожное строительство. Первым в 1862 был построен участок Московско-Нижегородской железной дороги: ее пассажирская станция расположилась за Покровской заставой к северу от Рязанской дороги – теперь это платформа «Серп и Молот». Этот начальный участок дороги прошел параллельно Рязанскому шоссе по северной окраине деревни Хохловки, а уже в 1864 началось движение по Московско-Рязанской (Казанской) железной дороге. В 1867 к ним присоединилась и линия Курской железной дороги, трасса которой пересекала Камер-Коллежский вал и Владимирскую дорогу вдоль русла засыпанного ручья Золотой рожок, а еще чуть позже она была соединена с Нижегородской дорогой специальной веткой.


Именно столь бурное строительство в районе железных дорог и подъездных путей стимулировало развитие здесь крупной промышленности. В 1870 у пересечения линии Казанской железной дороги и Владимирского шоссе был основан котельно-механический и медноаппаратный завод «Дангауэр и Кайзер», занимавшийся выпуском оборудования для пищевой промышленности. А в 1883 между Рогожским Валом и соединительной ветвью на земле Новой Андроновки французский предприниматель Юлий Гужон основал Товарищество московского металлического завода. Семь лет здесь продолжалось строительство, а в 1890 заработала первая мартеновская печь на мазуте. В 1913 здесь работали уже семь мартеновских печей, выплавлявших более 90 000 тонн стали в год, несколько мелкосортных и листопрокатных станов. Завод, на котором работало более 2000 рабочих, быстро стал крупнейшим металлообрабатывающим предприятием Москвы. Выпускалось на нем простое железо, а также незаменимые в общегородском и личных хозяйствах проволока, гвозди, болты и т.д.

Эпоха «Серп и Молот»
В советское время все крупные предприятия в описываемом районе были национализированы. Завод Гужона не стал исключением: в 1922 он получил название «Московский металлургический завод «Серп и Молот» (завод «Дангауэр и Кайзер» стал заводом «Котлоаппарат», а Владимирское шоссе переименовали в Шоссе Энтузиастов). Расширение металлообрабатывающего завода началось в 1930-е: соседние постройки были снесены, и на их месте появились новые корпуса завода «Серп и Молот» – фасонно-литейного, калибровочного и лентопрокатного цехов.

Завод «Серп и Молот» был образцовым предприятием своего времени, где не только выпускалось рекордное количество продукции, но и постоянно изобретались и внедрялись новые технологии. Так, в 1932 на новом стане холодной прокатки здесь впервые в стране был освоен выпуск ленты толщиной 0,1-1,0 мм из нержавеющей стали. А в 1949 была разработана первая в мире технология применения кислорода для интенсификации мартеновского производства стали, за что ее авторы удостоились Государственной премии СССР первой степени.
Вторую масштабную реконструкцию завод пережил уже в 1970-е, в результате которой «Серп и Молот» отказался от мартеновских печей, полностью автоматизировал свое производство и перешел на изготовление продукции из высоколегированных и нержавеющих марок стали. Обширное новое промышленное и складское строительство развернулось вдоль трассы Шоссе Энтузиастов: на месте одно-двухэтажных строений здесь был возведен большой комплекс НИИ кабельной промышленности.

Новейшее время
Слава передового предприятия прошла в 1990-е, когда объем выпускаемой продукции был существенно сокращен: экономические и политические реалии внесли свои коррективы. Едва ли не основным родом деятельности завода стала сдача в аренду своих помещений, что, в свою очередь, постепенно привело к закономерному упадку территории. Разговоры о необходимости комплексной реконструкции «треугольника» ведутся с начала 2000-х годов: неоднократно город собирался размещать здесь офисы и торговые центры, в 2006 даже возникла идея переместить сюда один из московских вокзалов (точнее, восстановить некогда существовавший в этот районе Нижегородский вокзал). Однако все эти проекты так и остались на бумаге, и единственные масштабные работы, которое шли в непосредственной близости от остановленного завода – это строительство Третьего транспортного кольца.

Собственно, именно появление здесь столь значимой транспортной артерии, как ТТК, и заставило городские власти обратить на полузаброшенную территорию завода самое пристальное внимание. С 2007 года Правительство Москвы приступило к изучению возможных сценариев реорганизации промзоны. Проекты застройки «Серпа и Молота» с тех пор разрабатывались несколько раз, два последних варианта ы в апреле этого года Архитектурным советом Москвы.

Тогда на совет было вынесено два проекта планировки – участок бывшей территории завода площадью 19 гектар и участок площадью 53 гектара (именно на такие неравные треугольники промзону «Серп и Молот» делит Третье Транспортное кольцо). В первой части авторы проекта планировки (ГУП НИиПИ Генплан и компания «ПРОЕКТУС») предлагали разместить многофункциональную комплексную застройку, автор второй концепции – ООО «Финансовый и организационный консалтинг» – предусматривал создание медиа-парка, гостиницы, нового здания театра «Шалом», офисного и торгово-выставочного комплексов. Члены Архитектурного совета единогласно рекомендовали отклонить эти проекты, в том числе и по причине колоссальной разобщенности двух территорий, которая в градостроительном смысле может и должна быть единым целым. Доработки, по мнению экспертов, также требовали транспортная схема, типология зданий и экологическая составляющая проектов. В целях создания «социально контролируемого, а не социально изолированного пространства», а также с учетом огромного потенциала данного участка для города, Архитектурный совет рекомендовал девелоперу сделать разработку архитектурно-градостроительной концепции предметом международного конкурса.

Первоначальный проект не предполагал однокомнатных малометражек, однако изменение структуры спроса на рынке заставило девелопера пересмотреть свои планы

Девелоперская компания «Донстрой» построит жилой комплекс на территории заброшенного завода «Серп и молот» — площадки с промышленной застройкой площадью 74,5 га на востоке Москвы в районе Лефортово в 5 км от Кремля.

Новый жилой комплекс, который получил название «Символ», займет 58,58 га земли. Треугольный участок застройки примыкает к станции метро «Площадь Ильича» на востоке столицы: в течение десяти лет здесь возведут 1,5 млн кв. м недвижимости. Первую очередь жилых домов планируется сдать осенью 2018 года, такие подробности сегодня были озвучены представителями «Донстроя» на презентации застройки промзоны.


Жилой комплекс расположен в 1,5 км от Садового кольца (Фото: Донстрой)

В 30 многоквартирных домах разместятся 857 тыс. кв. м жилья, этажность зданий будет варьироваться от 5 до 27. В продажу поступят одно-, двух-, трех- и четырехкомнатные квартиры, пентхаусы на верхних этажах с выходом на крышу. Квартиры-студии проектом не предусмотрены. Девелопер обещает предложить покупателям жилье в сегментах от комфорта до премиума.

Жилой комплекс рассчитан на 19 тыс. жителей; на подземных парковках обустроят 10 тыс. машино-мест. Продажи первой очереди начнутся осенью 2015 года, тогда же станут известны цены. «Наша задача — вывести на рынок премиальный продукт по цене бизнес-класса», — обрисовала ценовую политику компании генеральный директор «Донстроя» Алена Дерябина.

Первыми уйдут малометражки

В составе первой очереди строительства фигурируют два участка: один примыкает к шоссе Энтузиастов, другой расположен в северной части микрорайона. На территории первого будут построены 250 тыс. кв. м жилья, на втором — 150 тыс. кв. м. В продажу будут выведены в том числе небольшие однокомнатные квартиры — от 26-28 кв м. Дорогие пентхаусы с видом на Кремль застройщик намерен придержать — квартиры на верхних этажах выставят на продажу в последнюю очередь.


Первоначальный проект не предполагал малометражных квартир с одной комнатой, однако изменение структуры спроса на московском рынке недвижимости за последний год заставило девелопера пересмотреть свои планы.

Полный объем инвестиций в проект не уточняется. В прошлом году застройщик называл 140 млрд руб., но инфляция приведет к увеличению затрат, пояснили сегодня топ-менеджеры «Донстроя» на пресс-конференции. Насколько ощутимым станет удорожание, в компании не уточнили. Из всего бюджета проекта 56% уйдет на строительство зданий, 40% будет потрачено на развитие инфраструктурнойй территории застройки, 4% составят затраты на проектирование.

«Зеленая река» в центре микрорайона

Главной особенностью ЖК «Символ» станет так называемая «зеленая река» — пешеходная улица с высаженными вдоль нее деревьями и кустарниками, проложенная сквозь район застройки с запада на восток. Бульвар соединит два общественно-культурных центра, которые появятся на разных концах «Символа». Общая площадь озеленения составит 29,1 га.


На территории завода «Серп и молот» построят две школы на 2360 учеников, две поликлиники (одна для детей и одна для взрослых, общая площадь — 7 тыс. кв. м), а также восемь детских садов, большая часть из которых разместится на первых этажах жилых домов. В общей сложности дошкольные учреждения смогут принять 1030 детей.

«Донстрой» также планирует построить на территории ЖК многофункциональный центр с офисами, магазинами и другими общественными помещениями — благодаря нестандартной форме девелопер назвал это здание «лягушкой». С юга к «Символу» примыкает площадка, на которой будет построен (не «Донстроем», инвестор определяется) концертный зал на 3,5 тыс. мест. Концертный зал разместится в одном из бывших заводских корпусов, утверждал Архсовет Москвы в мае 2015 года. Дизайн-проект концертного зала разработала голландская студия «Бентхем Крауэл».

Жилой комплекс «Символ» будет полностью открытым для движения автомобилистов и пешеходов: «Донстрой» намерен построить 4 км новых дорог, чтобы разгрузить транспортный поток на соседнем шоссе Энтузиастов. По дорогам внутри «Символа» пустят новый автобусный маршрут, появление которого уже согласовано с московскими властями. На территории бывшего завода предусмотрены две автобусных остановки. Через несколько лет в пешей доступности от ЖК «Символ» городские власти запланировали открытие станции метро «Лефортово».

«Символьная» геометрия

Дизайн проекта жилого комплекса на территории завода «Серп и молот» лондонские студии LDA Design и UHA London. Британские компании одержали победу в международном конкурсе, организованном «Донстроем» в прошлом году. Девелоперам понравился комплексный подход лондонских дизайнеров, предусмотревших не только потребности будущих жителей «Символа», но и запросы горожан из примыкающих районов. По словам топ-менеджеров «Донстроя», урбанисты из LDA Design и UHA London продолжали совершенствовать проект даже после того, как узнали о победе и получили деньги за проделанную работу.


На основе концепции британских дизайнеров детализированный проект ключевых архитектурных и планировочных решений разработала московская студия «Атриум». В частности, компания «развернула» все дворы «Символа» в направлении центарльного парка квартала, чтобы они составили единый ансамбль. «Атриум» также визуализировал фасадные решения для жилых домов: в высотных домах стали преобладать вертикальные линии, в более низких — горизонтальные. Таким способом дизайнеры разнообразили внешний вид микрорайона.

Завод под снос

В настоящий момент на территории застройки находятся заброшенные помещения завода «Серп и молот». Металлургический завод выплавлял сталь, чугун и металлопрокат с 1883 по 2011 год, большая часть существующих цехов была построена или реконструирована в 1970-х годах.

Предприятие работало на оборонный комплекс СССР; конструктивные особенности зданий позволяют им выдержать бомбовый обстрел и прямое попадание ракет. В частности, постройки отличаются глубоким фундаментом и большой толщиной перекрытий — один из цехов длиной 500 и шириной 96 м оснащен стальными фермами с 36-метровым пролетом. «Серп и молот» строили на тысячелетия», — охарактеризовал ситуацию заместитель генерального директора «Донстроя» Андрей Багаев. По словам гендиректора «Донстроя» Алены Дерябиной, компанию ждет «большое интересное приключение под названием демонтаж и снос».

Ликвидация корпусов завода начнется осенью 2015 года.

Фотоматериалы предоставлены компанией «Донстрой»

Антон Погорельский

Статьи по теме: