Страховка и самостраховка при выполнении гимнастических упражнений. Применение приемов страховки и самостраховки. Общие требования безопасности при проведении занятий по подвижным и спортивным играм

Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма

В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических уп­ражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гим­настов и эффективной мерой предупреждения травматизма.

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения уп­ражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражне­ния захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе фор­мы страховки применяются на начальных этапах обучения наибо­лее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индиви­дуальная страховка осуществляется преподавателем или однии из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непре­менным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается.

Наличие разнообразных страховочных средств в большинстве случаев позволяет применять индивидуальную страховку. Группо­вая страховка применяется реже.

Для обеспечения страховки используются специальные и тех­нические средства. К специальным относятся: ладонные наклад­ки - полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые на паль­цы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и пер­чатки - используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам; поролоновые валики, проклад­ки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежно­сти страховки; поролоновая яма или система «трамплин - поро­лоновая яма - батут» - помогает осваивать упражнения со слож­ными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает риск получить травму. В целях безопасности батут уста­навливают на уровне пола. На его металлическую раму и аморти­заторы укладывают маты. К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других уп­ражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучива­нии акробатических упражнений и др.

Страховка и помощь тесно взаимосвязаны и на начальных эта­пах обучения новому упражнению часто подменяют друг друга.

Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изуча­емом упражнении, быстрому овладению техникой его исполне­ния и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других спо­собностей.

Различают следующие виды помощи: проводка - действия тре­нера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или от­дельной его части, фазе; фиксация - задержка гимнаста педаго­гом в определенной точке движения; подталкивание - кратковре­менная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддерж­ ка - кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка - кратковременная помощь гимнасту при вы­полнении поворотов; комбинированные приемы - использование различных приемов, применяемых одновременно и последователь­но; серийные приемы - используются в соответствии с построени­ем комбинации: подталкивание - поддержка, поддержка - под­талкивание, подкрутка - подталкивание и т.д.

По мере овладения упражнением степень приложения физи­ческих усилий педагогом уменьшается, а затем прекращается вов­се и заменяется страховкой. Помощью и страховкой нельзя зло­употреблять, в противном случае можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, решительных и смелых действий. Надо добиваться от них самостоятельного выполнения упражнений.

При осуществлении страховки необходимо: знать технику ис­полняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать ме­сто для страховки; применять правильные способы и приемы стра­ховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учени­ков (физическую, техническую и психологическую подготовлен­ность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то же в Ремя не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми под­ставками, с которых осуществляется страховка, ставить на стра­ховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страхов­ки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и сте­пени технической подготовленности обучаемого.

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в Предотвращении травм приобретает самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения исамостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвра­щения возможной травмы можно прекратить выполнение упраж­нения или изменить его, создать дополнительную опору, пере­хватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занима­ющихся правильно приземляться во время падения. Навыки само­страховки приобретаются в процессе изучения упражнений и со­вершенствования их исполнения.

4.5. Обучение приемам страховки и помощи

Каждое гимнастическое упражнение требует особых приемов страховки, помощи и самостраховки. При обучении этим при­емам исходят из правильной техники выполнения упражнений и возможных ошибок. Эти приемы изучаются одновременно с осво­ением гимнастических упражнений. Педагог показывает и объя­сняет и. п. страхующего у снаряда, правильную стойку, способ за­хвата и действия в случае выполнения упражнения с ошибками, затем практически отрабатываются приемы страховки и помощи. Кроме практических действий, перед каждым подходом для стра­ховки следует спросить страхующего, как он будет ее осуществ­лять. Действия страхующих преподаватель всегда должен держать в поле зрения. Лишь после прочного овладения навыками можно доверить осуществление самостоятельной страховки и помощи, обращая внимание страхующих на строгое соблюдение всех тре­бований техники безопасности и других мер предупреждения трав­матизма.

Обязательное обучение занимающихся приемам страховки и помощи диктуется тем, что преподаватель не может сам обеспе­чить их при проведении занятий с несколькими группами. Навы­ками страховки и помощи должен владеть каждый занимающийся гимнастикой. Студенты физкультурных учебных заведений овла­девают ими на практических занятиях.

Обеспечение страховки и помощи воспитывает у занимающихся чувство ответственности за это поручение и профессиональную компетентность.

В вольных и акробатических упражнениях страховку оказывают с помощью ручного или подвесного пояса. При страховке веревки держатся свободно, а в случае ошибочных действий гимнаста, при угрозе падения они быстро натягиваются. Безопасность выполне­ния сложных упражнений достигается применением для этого поролоновых ям и матов, «обкрутки» в руках педагогов.

В упражнениях на бревне страхующий передвигается вдоль бревна в готовности в любой момент потери равновесия исполняющим упражнение подать руку, гимнастическую палку или поддержать при падении, неудачном соскоке. При наскоках на снаряд стра­ховка оказывается у места отталкивания, а при соскоках сбоку гимнастка поддерживается в области спины и живота. В работе с начинающими рекомендуется страховать вдвоем с обеих сторон бревна. Нельзя в процессе страховки захватывать занимающегося за ноги.

В упражнениях на высокой перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страховка осуществляется сбоку под снарядом и передви­гаясь на небольшое расстояние вперед и назад в зависимости от направления и характера движения гимнаста. Возможны быстрые переходы на другую сторону (делать надо это очень умело), так чтобы не помешать выполнению упражнения. При соскоках надо быстро переходить к предполагаемому месту приземления. Стра­ховка может оказываться стоя на возвышении или с помощью подвесного пояса.

В упражнениях на низких и средних брусьях страховка осуществ­ляется руками из-под жердей. На низких брусьях при страховке детей и при оказании помощи в исполнении некоторых статичес­ких элементов можно держать руки и над жердями. Другими сред­ствами страховки являются поролоновые маты, подвесные пояса, возвышения, подставки различного рода и др.

В опорных прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, стра­ховка оказывается стоя спереди и несколько сбоку от места при­земления; гимнаст поддерживается или двумя руками за плечо, или одной рукой за предплечье, другой - за плечо или под грудь. При страховке боковых прыжков место страхующего - впереди снаряда со стороны опорной руки. При выполнении прыжков пе­реворотом и более сложных ему надо стоять сбоку и поддерживать под спину и плечо либо под грудь и спину.

27 вопрос

Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп

На основании медицинского заключения все школьники рас­пределяются на три группы: основную, подготовительную и спе­циальную.

К основной медицинской группе относятся учащиеся без откло­нений в состоянии здоровья и физическом развитии. Им разреша­ются занятия в полном объеме по программе физического воспи­тания, а также тренировочные занятия и участие в соревнованиях по гимнастике и другим видам спорта.

К подготовительной медицинской группе относятся школьники, не имеющие существенных отклонений в состоянии здоровья, но слабо физически подготовленные. Они занимаются по школьной

программе при условии исключения некоторых видов физических упражнений (в зависимости от характера и степени отклонений) и дифференцированного дозирования нагрузки. Программный ма­териал они осваивают постепенно; нормативы, по которым опре­деляется их успеваемость, разрабатываются учителем индивиду­ально, с учетом имеющихся у каждого из них отклонений в со­стоянии здоровья. Занятия в каких-либо секциях им не разреша­ются, но настойчиво рекомендуются дополнительные занятия в группах специальной физической подготовки или самостоятель­но. Для них составляются индивидуальные комплексы упражне­ний, направленные на расширение функциональных возможно­стей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие силы, координации движений и быстроты, гибкости, выносливости, внимания, памяти на движения, воли и др.

При улучшении состояния здоровья, физической подготовлен­ности учащиеся переводятся в основную медицинскую группу. Обычно школьники основной и подготовительной медицинских групп занимаются вместе. Это, безусловно, усложняет работу учи­теля, поэтому приходится изыскивать такой способ организации совместных учебных занятий, который бы в меньшей мере сни­жал их качество. Однако в любом случае дети подготовительной группы должны чувствовать себя наравне со всеми, и излишняя опека может снизить их активность.

Наибольшее внимание уделяется учащимся со значительными отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Эти отклонения обычно не мешают выполнению учебной работы по другим предметам, но являются противопоказанием к заняти­ям физической культурой по школьной программе. Такие дети определяются в специальную медицинскую группу. С большей частью этих школьников (спецгруппа А) занятия физической культурой должны строиться по особым программам с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Меньшая часть детей (спецгруппа Б) направляется на специальные занятия лечебной гимнастикой в лечебно-профилактические учреждения.

Поскольку возраст, характер и степень проявления болезни, Уровень адаптации к физическим нагрузкам у каждого ребенка различны, то комплектование групп рекомендуется вести по воз­растному принципу с учетом особенностей заболеваний. Объеди­нение в одну группу школьников, страдающих различными забо­леваниями, допустимо и целесообразно, так как характер при­способления здорового организма и с отклонениями к физичес­кой нагрузке во многих отношениях сходен. Однако необходимо осуществлять индивидуальный подход в подборе упражнений и Методике их выполнения, учитывать влияние изучаемого упраж­нения на лечение заболеваний, показания и противопоказания (табл. 4).

  1. Ответы на вопросы по Всеобщей истории 9 класс 2005-06г.

    Шпаргалка >> История

    Этому тексту материалы - другие варианты ответов , краткие фрагменты публикаций и др. ... афиняне посещали гимнасии, где занимались гимнастикой . Греки были образованными людьми – ... отказывались от проявления враждебности. В ответ рабочие стали создавать отряды “ ...

  2. Ответы по истории религии

    Реферат >> Религия и мифология

    Достаточно сложным, дискуссионным и ответ на него зависит во многом... можно в принципе дать два взаимоисключающих ответа : религия появилась вместе с человеком... тела»: соблюдение строжайшей диеты дыхательная гимнастика , привлекающая в организм животворящий эфир...

  3. Виды гимнастики

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Такое и получите кучу самых разных ответов . Даже если спрашивать у специалистов. И почти... , но выполняемые не так, как гимнастика

К скоростным и силовымупражнениям относятся те, которые требуют от занимающихся проявления максимальных усилий за относительно короткий промежуток времени. В качестве примера назовем такие упражнения, как прыжок вверхтолчком обеих ног с места, прыжок в длину, бег на короткие дистанции, бросок двумя руками набивного мяча из-за головы, переворот в упор на высокой перекладине и др.

Для развития скоростно-силовых способностей чаще всего используют различного веса отягощения (штанга, гантели, пояс с песком, утяжеленные предметы, закрепляемые на верхних или нижних конечностях и др.), а также изменение условий выполнения упраж-нений (бег в гору, по песку, по ступенькам вверх и т. п.)

Основные правила самостоятельного выполнения скоростно-силовых упражнений гласято необходимости:

♦ выполнять упражнения, соответствующие физической подготовленности организма;

♦ использовать отягощения в зависимости от возраста и уровня подготовленности;

♦ применять гантели, учебные штанги, набивные мячи, эспандеры, резиновые амортизаторы,тренажеры в соответствии с ростом, весом, физической подготовленностью;

♦ систематически с помощью пульса и внешних признаков осуществлять самоконтроль за состоянием организма;

♦ рационально подбиратьупражнения и режим их выполнения с целью равномерной работы основных мышечно-связочных групп.

При выполнении гимнастических упражнений следует помнить, что некоторые из них связаны с определенным риском. Наличие риска воспитываеттакие положительные качества, как воля и стремление к победе, но риск не должен приводить к травмам, а тем более к несчастным случаям. Чтобы этого избежать, применяется страховка ученика, выполняющего упражнение, учителем или учащимися.

Успешно страховать при обучении можеттолько тот, кто знаеттех-нику изучаемых упражнений и правила выполнения страховки. Очень важно правильно выбирать место для страховки. Страхующий должен находиться там, где возможен срыв или падение занимающегося. Он обязан перемещаться за занимающимся по ходу выполнения упражнения. Приемы страховки предопределяются техникой упражнения, его структурной особенностью, сложностью, а также подготовленностью выполняющего упражнения. Одним из приемов страховки является помощь, при которой страхующий непосредственно помогает (физически) занимающемуся выполнять упражнение. Во время поддержки (также один из приемов страховки) страхующий касается занимающегося, но не оказываетему физической помощи в выполнении упражнения, не стесняет его движений. К основным правилам страховки можно отнести и знания наиболее трудных и опасных моментов в упражнении. Страхующий должен располагаться так, чтобы в любой момент помочь занимающемуся и вместе с тем не мешать ему выполнять упражнение. Если занимающемуся при дальнейшем выполнении упражнения угрожает опасность, его необходимо остановить. Не следует страховать, стоя на какой-либо подставке. Это опасно, ктому же затрудняет передвижение страхующего. Нельзя располагать руки между телом выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом (например, при выполнении упражнений на брусьях). При поддержке гимнаста не всегда нужно прилагать максимум усилий. Иногда достаточно незначительного толчка или легкой поддержки, чтобы предостеречь занимающегося от падения или неудачного приземления. В процессе оказания помощи надо учитывать специфику страховки на перекладине, брусьях, бревне, канате, при выполнении опорного прыжка, акробатических упражнений. При страховке девушек важно внимательно следить за тем, чтобы при выполнении упражнений они не ударили а грудью или нижней частью живота о гимнастический снаряд. Для лучшего осуществления страховки необходимо систематически следит за правильностью подготовки к занятиям на различных снарядах.



Самостраховка - очень важный элементучебно-воспитательного процесса. Это способностьученика своевременно принимать решениз и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут воз никать во время выполнения различных упражнений. Ученик може прекратить или видоизменитьупражнение, чтобы предотвратитьтрав му или облегчить силу падения. На уроках гимнастики особое вниманиеследуетобратитьнаосвоениетехники кувырков вперед и назад из любого положения. Это даст возможность во время неудачного соскока с гимнастического снаряда или падения облегчить приземление.

В ходе уроков легкой атлетики важно провести качественную подготовку основных мышечно-связочных групп. Опыт показывает, что во время занятий легкой атлетикой преобладаюттравмы нижних конечностей. Во время бега особое внимание следует обратить на правильную постановку стопы, приземляться в прыжках необходимо на согнутые в коленях ноги.

Во время учебных игр в баскетбол, ручной мяч, волейбол наиболее часто подвергаются ушибам кисти рук. Поэтому во время разминки необходимо хорошо разогреть лучезапястные суставы, пальцы, фаланги пальцев.

Страховка и помощь при выполнении упражнений на гимнастических снарядах

Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют избежать травм в результате срывов и падений. Под страховкой понимают готовность преподавателя или учащегося своевременно поддер-жать исполнителя упражнений, в случае неудачной попытки не дать емуупасть. Вотличиеотстраховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося. Ее цели:

1)предотвратить падение или срыв со снаряда;

2)облегчить ученику выполнение упражнений;

3)помочь правильно выбрать способ выполнения того или иного движения.

Самостраховка: умение приземляться с амортизацией ногами, перекаты и группировки во время падения без опоры руками. Падения вперед с последующим кувырком или мягкой амортизацией руками и ногами, назад, набок с выполнением перекатов в группировке.

Правила безопасности:

♦ выполнение всех команд и распоряжений учителя;

♦ при выполнении строевых упражнений соблюдать интервалы идистанцию;

♦ около каждого снаряда должны лежать маты, при поточном выполнении кувырков, переворотов соблюдать дистанцию;

♦ приземляться в опорном прыжке и при соскоках на снарядах только на маты;

♦ проверять исправность и крепления снарядов;

♦ не стоять вблизи места приземления при прыжках, не мешать разбегутоварища;

♦ не скользить по канату при спуске;

♦ в начале занятия проводить разминку, чтобы разогреть мышцы и связки.

упражнениями.

К основным правилам страховки и страховки-помощи относятся:

Знание техники и понимание особенностей структуры осваиваемого упражнения;

Правильный выбор места расположения страхующего в соответствии с наиболее трудными и опасными элементами выполнения упражнения, где наиболее вероятен срыв или падение;

Не осуществлять страховку, стоя на каком-либо предмете;

При осуществлении страховки выполнения упражнения на гимнастических снарядах располагать руки таким образом, чтобы исключить вероятность их попадания “на излом”, между телом, выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом;

Приёмы страховки-помощи применять по мере необходимости на начальных этапах освоения движений или при внесении элементов его усложнения;

21. Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой

атлетике.

Чтобы избежать травмирования во время занятий легкой атлетикой, необходимо выполнять следующие рекомендации по технике безопасности:

1. Места проведения занятий следует постоянно содержать в порядке.

2. Перед занятиями необходимо проверять исправность инвентаря и оборудования, состояние площадок.

3. Бег на стадионе следует проводить только в направлении против часовой стрелки.

4. Следить, чтобы в зонах безопасности во время бега и прыжков не было посторонних предметов и людей.

В качестве финишной ленточки использовать только легкорвущиеся ткани и нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток должно быть исключено.

6. Бежать на короткие дистанции при групповом старте следует только по своей дорожке, а во время бега исключить резко «стопорящую» остановку.

7. Необходимо тщательно рыхлить песок в яме - месте приземления, а при прыжках подкла-дывать в обувь под пятку резиновые прокладки.

8. Нельзя выполнять прыжки на неровном и скользком грунте с приземление на руки.

9. Нельзя подавать снаряды броском. Перед метанием гранат и других предметов необходимо проверить, нет ли людей в направлении метания. При метании нельзя стоять справа от метающего (когда метание выполняется левой рукой - слева) и ходить за снарядами без разрешения преподавателя. Перед метанием следует вытирать снаряды насухо.

10. Нельзя пересекать места, на которых проводятся занятия по метанию, бегу и прыжкам.

11. Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спортивную обувь - шипами вниз.

12. Запрещается проводить на одной площадке одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метания, футбол и бег и т. п.).

22. Общие требования безопасности при проведении занятий по подвижным и спортивным играм.

Обеспечение мер безопасности во время игр достигается выполнением следующих основных правил:

1. Занятия должны проводиться на спортивных площадках и в залах стандартных размеров, отвечающих требованиям правил игры.

2. Перед игрой участники должны снять все украшения (кольца, браслеты, серьги и др.). Ногти у них на руках должны быть коротко острижены, а очки закреплены резинкой и иметь роговую оправу.

3. На занятиях необходимо соблюдать дисциплину, строго выполнять требования и указания судьи, преподавателя, тренера, капитана команды.

4. Игра должна проводиться на сухой площадке. Если она проходит в зале, пол должен быть чисто вымытым и сухим.

5. Все острые и выступающие предметы, находящиеся в зале, должны быть заставлены матами или ограждены.

6. Тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами.

7. Занятия должны проводиться под руководством учителя физкультуры (инструктора-общественника, тренера).

Обязательным условием успешного проведения похода или выступления на соревнованиях является безопасность.

Безопасность обеспечивается высокой физической, технической и тактической подготовкой.

Проводившийся анализ несчастных случаев показал, что около половины смертельных случаев в пешеходных походах связано с преодолением водных препятствий, а четверть тяжелых травм - с непредвиденными изменениями условий похода, особенно в горах (камнепады, лавины, резкое похолодание).

В этом разделе мы остановимся на общих для всех препятствий принципах страховки и самостраховки, знание которых обязательно для всех туристов и в походах и на соревнованиях.

Страховка и самостраховка- это комплекс приемов, обеспечивающих задержание участника при падении, срыве. Приемы страховки должны быть отработаны до автоматизма. В решении этой задачи, как ни странно, основные трудности - чисто психологические. Первым чаще всего идет самый опытный и сильный участник, и члены группы верят, что он успешно преодолеет препятствие. Кроме того, большинство технических приемов отрабатываются в реальных условиях, а страховка, как правило, в искусственных. Поэтому на тренировках технике страховки необходимо уделять гораздо больше внимания, по возможности имитируя внезапные реальные срывы.

Приемы страховки и самостраховки условно делятся на ряд групп.

Самостраховка: в движении; при подготовке к движению; при обеспечении страховки движущегося участника.

Страховка: одновременная, попеременная; групповая.

Специальным видом страховки является судейская страховка на соревнованиях.

Следует подчеркнуть, что все виды страховки должны выполняться в рукавицах, ибо при срыве происходит проскальзывание веревки, которое может привести к травме рук страхующего.

Самостраховка в движении является обязательной при отсутствии верхней страховки. Такой самостраховкой является использование шеста при переправе вброд, ледоруба при движении по снежному или ледовому склону, альпенштока при движении по траве.

При движении вверх и вниз по вертикальной веревке или крутонаклонным перилам осуществляется схватывающим узлом на рабочей веревке. Долгое время для этой цели использовался преимущественно узел пруссик. Однако этот узел плохо держит на мокрых и обледенелых веревках, бывают случаи его оплавления при скольжении по основной веревке. Поэтому в настоящее время часто для самостраховки применяются узлы австрийский и Бахмана. При этом необходимо регулировать длину соединительной веревки так, чтобы после срыва можно было дотянуться до схватывающего узла. Во избежание проскальзывания узла при движении ни в коем случае нельзя зажимать узел в кулаке.

При движении вниз и вверх по крутонаклонным перилам схватывающий узел должен находиться выше груди. По вертикальным и крутонаклонным перилам двигаться нужно только в страховочной системе, так как при срыве и повисании на одной грудной обвязке через 5-10 минут может наступить удушье. При движении по вертикальным перилам изредка в пешеходных походах и часто на соревнованиях могут использоваться технические средства типа (при движении вверх) жумара, кулачка или (при движении вниз) восьмерки, лепестка, рогатки (рис. 1).

Рис. 1. Технические средства для движения по веревке: а)жумар; б)кулачок (геблер); в)восьмерка; г)рогатка.

Самостраховка при движении по горизонтальным или слабонаклонным перилам на переправе или горном рельефе осуществляется с помощью скользящего карабина на перилах.

Особым видом самостраховки в движении является самозадержание при срыве, которое обеспечивается правильным выполнением ряда приемов, приведенных в соответствующих разделах.

Самостраховка при подготовке к движению или при страховке это достаточно простые, но обязательные на опасном участке действия, обеспечивающие безопасность участника похода. Эти действия заключаются в прикреплении туриста к надежной точке самостраховки куском веревки, соединенным со страховочной системой. Точками самостраховки могут являться скальный выступ, петля, крюк, дерево, ледоруб, вбитый в снег и т.п. Прикрепление самостраховки, как правило, осуществляется с помощью карабина, но возможно также и крепление узлом (проводник, булинь и т.п.). Длина самостраховки должна позволять страхующему производить необходимые движения и вместе с тем препятствовать срыву его с площадки, уступа, склона. Точка самостраховки располагается со стороны, противоположной направлению возможного срыва. Крепить перила, страховку и самостраховку к одной точке не рекомендуется. Кажущаяся простота и в связи с этим сомнения в необходимости данного приема, привели к тому, что в горах за 10 лет погибло 46 страхующих.

Одновременная страховка применяется при переправе или движении связки по леднику, снежнику, некрутым склонам. Как правило, участники идут друг за другом на расстоянии 6-10 м, второй несет в руке 1-2 кольца веревки, позволяющие перепрыгнуть трещину, расщелину или смягчить рывок при падении первого. Иногда при движении по склонам и гребням впередиидущий закладывает веревку змейкой за выступы, но этот прием требует хороших навыков и предельного внимания.

При применении одновременной страховки требуется повышенная внимательность в наблюдении за движением товарища, чтобы успеть при срыве принять меры к задержанию. Одновременная страховка при переправе описана в разделе "Переправы".

Попеременная страховка - основной вид страховки на потенциально опасных участках. Важное значение имеет взаимное расположение страхующего (страховочной веревки) и страхуемого.

Страховка подразделяется на "нижнюю" и "верхнюю". Нижняя страховка - это веревка, идущая к спортсмену снизу. Чтобы уменьшить расстояние падения, веревка может простегиваться через карабины, прикрепленные к промежуточным точкам опоры. Страховка называется верхней, когда веревка подходит к страхуемому сверху, т.е. точка страховки находится не ниже груди. При этом сам страхующий может располагаться внизу, но страховочная веревка проходит через карабин или (на соревнованиях) блок, расположенный выше груди страхуемого.

В большинстве случаев верхняя страховка может быть организована только после прохождения участка хотя бы одним участником с нижней страховкой.

Страховка производится через естественные, искусственные точки страховки или через тело (плечо, поясница). Естественные точки страховки - скальный выступ, камень, дерево. Желательно, чтобы веревка охватывала на 180о точку страховки.

Искусственные точки страховки - это скальные или ледовые крючья, петли, передающие усилия на крючья, натянутые перила, по которым передвигается карабин для страховки и т.п. Для удобства работы с веревкой и уменьшения ее истирания в большинстве случаев на крючья и петли надевается карабин, иногда карабин с блоком.

Часто применяют комбинированную страховку. Например, через плечо и выступ скалы, дерево, карабин.

Для верхней страховки можно применять любые приемы, так как усилие при рывке будет незначительным. При нижней страховке количество приемов ограничено: не рекомендуется страховка через поясницу; страховка через ледоруб и через плечо может применяться только на пологих склонах.

При прохождении длинных (более 40 м) крутых (более 35о) склонов требования к страховке ужесточается. Страховка требует надежной самостраховки у страхующего через надежные точки на рельефе. Не рекомендуется страховка через тело.

Страховка должна быть непрерывной, то есть каждый участник должен быть обеспечен ею на всем протяжении сложного участка.

Расположение страхующего должно быть таким, чтобы он не мог быть сбит с ног в случае срыва страхуемого. При этом угол охвата веревкой страховочного карабина или выступа при повисании страхуемого должен быть не менее 90о.

Страховку необходимо производить двумя руками, удерживающими ветвь веревки, входящими в карабин при срыве. При верхней страховке допускается временная страховка одной только в том случае, если обе ветви (входящая и выходящая) будут в этой руке, то есть угол охвата карабина веревкой составит 180о. Конец страховочной веревки должен быть закреплен либо на страхующем, либо на точке страховки.

Своеобразным приемом является часто применяемая гимнастическая страховка, когда страхующий руками, плечами помогает первому начать движение.

Организация точек страховки требует особого внимания. На горном рельефе точками страховки могут быть деревья, растущие на склоне или скальные выступы. При их отсутствии приходится вбивать крючья. Часто вместо скальных крючьев вбивают ледовый крюк старого образца ("морковка"). Для ответственных точек страховки рекомендуется вбивать 2-3 крюка. На все перечисленные точки страховки желательно надевать петли из основной веревки.

При страховке через скальный выступ нужно предварительно проверить, нет ли на нем острых углов, которые могут перерезать веревку, или узких щелей, в которых веревку может заклинить. Затем страхующий закладывает веревку за выступ и становится к нему лицом или боком. Если угол охвата приблизительно 180о, то есть трение большое, то веревку можно держать руками по обе стороны выступа, если угол около 90о, то с одной стороны. То же относится к страховке через дерево. При страховке через петлю или карабин веревку держат с одной стороны двумя руками (либо сдвоенные петли веревки одной рукой), не ближе 0,5 м от карабина. Угол охвата веревкой карабина (петли) должен быть не менее 90о.

Для организации страховки через плечо страхующий становится боком к направлению предполагаемого рывка, отклонив корпус в противоположную сторону, выпрямив опорную ногу и повернув ее носком в сторону рывка. Желательно, чтобы веревка дополнительно касалась выступа, перегиба или края площадки, если он не острый.

Очень часто применяют комбинированные способы страховки, например, через плечо и выступ скалы (рис. 2), через плечо и карабин в крюке или в петле.

В этих случаях поза такая же, как и при страховке через плечо. Прямая опорная нога должна быть поднята по возможности ближе к выступу или карабину.

Точки страховки необходимо располагать так, чтобы при срыве не было маятника. Поэтому при траверсе или движении под большим углом к вертикали может быть использована страховка через карабин, скользящий по перильной веревке. Для передвижения карабина может быть применена другая веревка, а также использована оттяжка страховочного карабина.

ние веревки, которое может привести к

Рис.2. Комбинированная страховка

травме рук страхующего.

Для упорядочения работы существуют отработанные команды. До начала движе-ния идущий должен спросить: "Страховка готова?". Если страхующий готов страхо-вать, то он отвечает: "Готова!" и после слова: "Пошел!" страхуемый начинает движение. Во время движения страхующий должен фиксировать количество остающейся веревки и, начиная с 5 м, через каждый метр объявлять, например: "Осталось 3 м". Ответ идущего: "Понял".

Отработанное взаимодействие участников позволяет при верхней страховке избежать слабины веревки в движении, то есть динамического рывка. При нижней страховке на пешеходных маршрутах при срыве редко происходит свободное падение чаще бывает сползание по склону.

При жестко закрепленной веревке (с учетом ее упругого удлинения) усилие при свободном падении передается на страхуемого, страхующего и точки страховки и самостраховки. Величина его может превосходить 1500 кг, что грозит удушьем, переломами костей грудной клетки страхуемому, тяжелыми повреждениями страхующему и даже разрушением точки страховки или разрывом веревки. Поэтому при страховке необходимо протравливать веревку, которая за счет трения о дерево, камень, карабин гасит часть усилия. Не приводя многочисленных формул, которые есть во всех учебниках альпинизма, можно дать следующие рекомендации:

1. На крутых склонах не допускать выход на нижней страховке выше 2,5-3 м от промежуточной точки страховки.

2. Отработать протравливание веревки порядка 30 см на метр падения.

Основные требования к организации страховки

а) для конкретного рельефа местности с учетом опыта, физического и психологического состояния группы выбирается оптимальный способ страховки;

б) проверяется все страховочное снаряжение;

в) выбирается площадка, обеспечивающая безопасность страхующего;

г) опоры проверяются на нагрузку в направлении возможного рывка;

д) тщательно организуется самостраховка, особенно при нижней страховке с промежуточными точками; прочность самостраховки должна быть не ниже, чем у страховочной веревки;

е) веревка может быть при срыве зажата страхующим только на траверсе при падении маятником;

ж) запас веревки для протравливания должен аккуратно сложен;

з) страховка осуществляется в рукавицах;

и) необходима постоянная связь между страхующим и страхуемым, четкая подача команд.

Групповая страховка часто применяется на переправах или сложных участках рельефа. Для страховки предварительно натягиваются перила или в качестве перил используется основная веревка первой связки. На горизонтальных перилах страховка производится через карабин, а на наклонных через схватывающий узел. На участке перил между соседними точками закрепления может находиться только один человек. Во время перестежки при движении нужно внимательно следить, чтобы каждый участник постоянно был пристегнут к перилам.

Судейская страховка на соревнованиях призвана обеспечить полную безопасность членов команды. На навесной переправе выше рабочей основной веревки, по которой переправляется команда, идет судейская страховочная, к которой также прикрепляются участники.

Судейская страховка на скалах организуется не только для проведения соревнований, но и для подготовки дистанции. Лучше всего устраивать верхнюю точку страховки. При этом целесообразно подвешивать там блок, а самого страхующего располагать внизу, так как при этом удобнее корректировать его действия да и ему намного удобнее работать. У ног страхующего крепится карабин, через который проходит веревка от блока. Если удобнее страхующего располагать наверху, то веревку нужно пропускать не через блок, а через карабин. При изменении направления движения возможны точки смены судейской страховки, но этих точек должно быть как можно меньше, так как при смене судейской страховки может в спешке возникнуть путаница и турист останется без страховки. Поэтому в судейской страховке обычно применяется страховка через скользящий карабин, оттяжка страховочного карабина.

На соревнованиях присутствует судья-страховщик. Кроме соответствующего опыта, физической подготовки и знания туристской техники, он должен быть очень ответственным и внимательным. Психологически тяжело часами находиться в полной готовности, не имея возможности расслабиться. На переправах через сложные реки страховка обеспечивается группой - на надувных судах типа ЛАС или катамарана, находящихся либо на веревке, перекинутой под углом через реку, либо на свободном плаву.

При относительно спокойной реке можно обойтись натянутой через реку веревкой. Вообще многое в выборе способа страховки зависит от характера реки.

Страховка на скальном рельефе также весьма ответственное и сложное дело. Выбор мест для судей-страховщиков должен отвечать целому ряду требований. Так, судейская страховка должна быть по возможности вертикальной, чтобы избежать маятника. Места расположения судей должны быть тщательно продуманы, подобраны удобные площадки. Если не удается подобрать естественные, нужно делать искусственные.

Дополнительные рекомендации. С целью повышения безопасности соревнований, особенно проводимых на сложных дистанциях, были выработаны дополнительные рекомендации по снаряжению и техническим приемам, связанным в основном с со страховкой и самостраховкой.

1. Веревки:

1.1. Рабочие веревки, применяемые для перил, навесной переправы, страховки должны быть диаметром не менее 10 мм.

1.2. Веревки не должны иметь повреждений оплетки и прядей.

1.3. Применение вместо веревок для выполнения технических приемов строп тесьмы и т.п. не допускается.

2. Карабины:

2.1. Для организации перил, навесных переправ и страховки могут применяться только стандартные карабины с муфтами, не имеющие каких-либо технических доработок, которые могут снизить их прочность.

2.2. Для самостраховки, организации промежуточных точек страховки и т.п. допускается применение карабинов, имеющих конструктивные доработки, самодельных карабинов из стали и титана, просмотренных комиссией по снаряжению. Все карабины должны иметь муфты.

2.3. Карабины без муфт могут применяться только на транспортировочных веревках или для закрепления свободных концов веревок.

3. Блоки и полиспасты.

3.1. Самодельные блоки должны иметь ось из стали или титана диаметром не менее 6 мм, толщину щечек не менее 3 мм и необходимое рабочее сечение блока в месте включения карабина и запрессовки оси. Материал для щечек - сталь или титан.

3.2. Ось должна быть расклепана или зашплинтована.

3.3. Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать четырех.

3.4. Для движения людей по навесной переправе блоки, тележки должны иметь страховочное приспособление, оканчивающееся карабином, пристегиваемым к рабочей веревке.

3.5. Конструкция блоков или тележек, используемых при переправе людей, должна исключать возможность попадания рук под шкив.

3.6. До начала движения людей по перилам или навесной переправе блоки и полиспасты, использовавшиеся для натяжения веревок, должны быть полностью разгружены.

4. Зажимы:

4.1. На соревнованиях допускается применение зажимов, допущенных комиссией по снаряжению.

4.2. Зажимы могут использоваться в качестве вспомогательного средства для организации движения по перилам.

5. Страховочные системы:

5.1. Кроме стандартных, могут быть допущены комиссией по снаряжению самодельные системы из лент с соединениями, обеспечивающими необходимую надежность (рис. 3).

Рис. 3. Страховочная система.

5.2. Грудная обвязка и беседка должны быть сблокированы.

5.3. Страховочную систему необходимо изготовлять из ленты шириной не менее 40 мм и толщиной не менее 2 мм.

5.4. Концы страховочной системы должны быть связаны куском основной веревки.

5.5. Не допускаются к применению системы с поясами и беседками, изготовленными из основных или вспомогательных веревок.

6. Петли самостраховки:

Петли самостраховки должны быть изготовлены из основной веревки диаметром 10 мм или сдвоенной диаметром 8 мм. Применение строп, оплеток веревок и т.п. запрещается.

7. Отдельные технические приемы:

7.1. Организация спуска и подъема на участках, не исключающих возможность травм при срыве, допускается только с верхней страховкой. Спуск последнего участника может производиться на верхней судейской или командной страховке, подъем первого - на верхней судейской страховке.

7.2. При спуске всех членов команды, кроме последнего, сдвоенная веревка должна быть зафиксирована наверху.

7.3. При натягивании перил или навесной переправы для прикрепления к рабочей веревке могут быть использованы приспособления типа восьмерок, лепестков (кроме зажимов), которые не могут повредить веревку и обеспечивают необходимую безопасность, схватывающий узел из репшнура диаметром 6 мм, имеющий в рабочем сечении 4 веревки, или из 8-мм веревки, имеющий в рабочем сечении 2 веревки, а на другом конце петли - двойной проводник из всего сечения петли, или другие приемы, заранее допущенные судейской коллегией.

7.4. Для движения по вертикальным перилам на участках, не исключающих возможность травм при срыве, при наличии верхней страховки или по наклонным перилам, допускается использование для самостраховки и организации движения схватывающего узла из репшнура диаметром 6 мм, имеющего в рабочем сечении 2 веревки, или 8-мм веревки с двойным проводником на другом конце.

Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

    соответствие формы;

    соблюдение дисциплины;

    наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

    индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.

    Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

    Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.

    Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.

    Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.

    Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.

    Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

Страхующий обязан:

Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

Умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

Знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

Это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

Статьи по теме: